Кто и как будет восстанавливать Крым. Путеводитель по завтрашней всероссийской здравнице, кузнице, лас-вегасу и офшору
Постоянному читателю «Однако» не нужно лишний раз характеризовать экономическое состояние Украины. А потому неудивительно, что Крым вошёл в состав России совсем не цветущим садом. И чтобы дотянуть теперь уже Крымский ФО до общероссийских стандартов, правительством предложена программа всероссийского шефства над каждым из районов полуострова.
Вот эта инфографика даёт первичное представление о том, кто и кому будет помогать. Однако масштаб и характер предполагаемого сотрудничества следует рассмотреть детальнее.
Не только деньги
Семён Уралов недавно очертил главные направления стратегии Киева в отношении Крыма: спекуляция на крымско-татарском вопросе и обмен лояльности местных элит на приоритетное отчуждение госсобственности. В результате, как верно заметил Владимир Путин во время прямой линии 17 апреля, регион был искусственно доведён до состояния дотационного. В качестве примера можно вспомнить трагическую судьбу Черноморского морского пароходства.
Следует уточнить понятие «помощь». Речь не идёт о том, что Крымский ФО будет финансироваться всей Россией до того момента, пока не станет самоокупаемым, а затем и донором бюджета (хотя материальная помощь, разумеется, также предусмотрена). Однако в первую очередь имеется в виду передача управленческого опыта, восстановление крымской промышленности и установление экономических связей регионов России с новым федеральным округом.
Ремарка для тех, кто на фразе «передача управленческого опыта» недобро усмехнулся. Экс-президент Украины Леонид Кучма поучал своих соратников и оппонентов: воровать нужно с прибылей, а не с убытков. По прошествии 10 лет с момента окончания его полномочий приходится признать: фраза в общих чертах довольно правильно указывает Украине путь выхода из кризиса. Возможно в количественных параметрах украинской коррупции до российской и далеко. Однако в качественных мы вас давно обогнали. Разложение государства достигло предела, госуправления как системы на Украине нет (и переворот — лучшее тому подтверждение). В лучшем случае речь могла идти об отдельных компетентных менеджерах во главе министерств или областей. Поэтому методическая помощь федеральных округов сейчас во сто крат ценнее материальной.
Крым как экзамен
Итак, как уже сказано, денежной помощью всё не ограничится: «Регионам полуострова до 1 октября необходимо разработать генеральные планы развития своих населенных пунктов», — отметил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Не следует делать поспешных выводов о том, что чиновникам просто дали несколько месяцев на составление виш-листов. На самом деле, у крымских властей есть примерно полгода, чтобы сдать своего рода экзамен на профпригодность — понимание проблем вверенной в управление территории и способность эти проблемы решать. Наш автор Александр Васильев (кстати, назначенный на днях начальником управления информации и внутренней политики Севастопольского горсовета) заметил на своей странице в фейсбуке, что крымская власть представляет сейчас любопытную смесь: «…старые украинские (тяжелое наследие старого режима), новые севастопольские — крымские (революционная публика типа меня) московские (имперская бюрократия)». Таким образом, созданы любопытные условия для конкуренции разных групп (масштабные задачи+неоднородность исполнителей), у каждой из которых есть свои преимущества. Но шанс показать себя есть у всех.
Впрочем, экзамен это не только для крымских властей. Субъекты РФ до апреля 2015 года должны представить в Министерство по делам Крыма планы сотрудничества с закрепленными за ними районами полуострова. Сочинская олимпиада, как комплекс управленческих решений, задала высокую планку компетентности российских чиновников. Восстановление Крыма станет новой задачей такого масштаба.
И чиновники уже это осознали. Так, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников уже заявил о намерении своего региона сотрудничать с Крымом (хотя за Вологдой и не закреплён ни один из районов). А Башкирия — шеф Белогорского района — заключила также соглашение о стратегическом партнёрстве со всем Крымом, взяв на себя, так сказать, повышенные обязательства.
Крайне удачный ход — профильный характер шефства. За Тюменской областью закреплён Черноморский район, где сосредоточено большинство подразделений «Черноморнефтегаза». А Татарстан совершенно логично поможет Бахчисарайскому району — более 21% его жителей составляют крымские татары.
Особенно же чётко профильность проявилась в ещё одном векторе сотрудничества — гуманитарном. За каждой больницей и школой Крымского ФО закреплены соответствующие учреждения российских регионов-кураторов. Что не только позволит решать многие вопросы напрямую, но и установит горизонтальные региональные связи.
Российский офшор
«Россия поможет Крыму…», «Россия направит в Крым…», а чем Крым поможет России? Своим новым качеством и статусом особой экономической зоны. Вероятно, именно поэтому ЮБК пока вынесен за рамки общекрымской программы шефства — особые экономические зоны и офшоры часто создаются в пределах курортных зон. Это ответ скептикам, которые сейчас хватаются за голову от текущих затрат: «…мои пенсионные накопления ушли на восстановление Крыма». Ваши пенсионные накопления — это работающие российские предприятия, возвращённые в российскую (хоть и офшорную) юрисдикцию.
В составе Украины Крым был автономной республикой. Но автономной не столько в смысле самоуправления, сколько в смысле судьбы — предоставленный сам себе нелюбимый ребёнок. В составе РФ он становится именно res publica, т.е. общим (общероссийским) делом.
Иван Зацарин. Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|