Масштабные экономические санкции в отношении такой крупной экономики, как Россия, просто невозможны, уверен ректор Российской экономической школы Симеон Дянков. Страна занимает слишком важное место на мировой экономической арене. Зависимость от российских товаров, например, у Европейского союза настолько велика, что, вводя новый раунд санкций против России, ЕС может разрушить свою экономику.
Масштабные экономические санкции в отношении такой крупной экономики, как Россия, просто невозможны. В этом уверен ректор Российской экономической школы Симеон Дянков.
Симеон, добрый день! Кто-то из великих сказал, что экономика - это политический аргумент и на самом деле нельзя отделить политику от экономики. Похоже, что это абсолютно справедливо для Украины. Финансовое состояние ее экономики стало очень сильно ослабевать с началом политического кризиса. Как вы оцениваете текущую экономическую ситуацию в стране и можно ее ли стабилизировать?
Во-первых, надо сказать, что ситуация была тяжелой еще до начала этого года. На самом деле Украина - это, похоже, единственная страна бывшего социалистического блока Восточной Европы и бывшего СССР, где никогда не проводились экономические реформы. Можно сказать, что в течение последних 25 лет украинская экономика находилась в состоянии перманентного кризиса. После мирового финансового коллапса 2009 года состояние украинской экономики еще сильнее ухудшилось. И, например, в текущем году бюджетный дефицит составляет уже порядка 50% ВВП.
Так что по любым экономическим стандартам и догмам страна уже должна быть банкротом. Но я хотел бы отметить, что причина не в текущем политическом кризисе и не в событиях последних 3-4 месяцев. Экономика Украины в течение уже очень долгого времени накапливала проблемы, и, наконец, ситуация "накалилась" до той точки, в которой обязательно должно произойти нечто новое.
Может ли текущее правительство сделать что-то для того, чтобы исправить ситуацию?
Нет. И прежде всего потому, что это правительство находится у власти очень непродолжительное время: президентские выборы назначены на май. Все в правительстве и в предпринимательских кругах это понимают. Все ждут президентских выборов, формирования стабильного правительства, но это будет лишь в начале лета.
Вряд ли и сразу после выборов можно ожидать чего-то значительного, поскольку обычно летние месяцы отличаются затишьем. Так что я думаю, что осенью, после сентября-октября, возможны некоторые интересные реформы. Это означает, что еще 6-9 месяцев потеряны в плане реформирования экономики, которая находится в "запущенном" состоянии. Страна может получить некоторую финансовую помощь извне для выплаты зарплат бюджетным служащим - учителям, полиции и так далее, но я не вижу перспектив проведения масштабных реформ в самое ближайшее время.
Но давайте немного пофантазируем… Если вернуться к постсоветскому времени, то какие реформы могла провести Украина в течение так называемого "переходного" периода после распада СССР?
Украина упустила возможность проведения множества реформ. В течение большей части этого периода я работал во Всемирном банке, и в рамках своей работы я ездил на Украину и пытался много раз изменить ситуацию. Это было в конце 1990-х годов, в начале 2000-х годов. Крупнейшая реформа, которая произошла во многих других странах - в России, Польше, но обошла стороной Украину, - это децентрализация.
Относительно большая страна получила дисфункциональное центральное правительство. Оно в основном занималось тем, что обкрадывало население. Многие думают, что именно в бюджетной и регулятивной децентрализации кроется причина относительного успеха экономического развития Китая на протяжении последних 20-25 лет, несмотря на строгую политическую систему. На Украине этого не произошло. Все выглядело так, будто все решения принимались на центральном уровне, но на самом деле отсутствие этих самых решений привело к полной дисфункции экономики.
Это первый аспект, и новому правительству придется решать эту проблему, а если оно не будет ее решать, то все остальные реформы будут бесполезными. Но кроме этого Украине не хватает целого ряда других реформ: например, нет реформы образования. Кроме того, на Украине не было реформы пенсионной системы. Плюс в стране очень плохо регулируются почти все сферы бизнеса. Все делается через взятки.
Безусловно, не могу обойти стороной и еще одну большую проблему, которая напрямую связана с ситуацией на Украине: я, конечно же, имею в виду санкции в отношении России. Учитывая огромную взаимозависимость стран в современном мире – как в бизнес аспектах, так и в макроэкономическом плане – насколько велика вероятность нового раунда экономических санкций в отношении России?
Я не думаю, что могут быть введены значительные санкции. Возможно, эти разговоры имеют политическое значение для влияния на настроение населения США и Европы. Но масштабные экономические санкции в отношении такой крупной экономики, как Россия, просто невозможны, даже если политики хотят их ввести. Страна занимает слишком важное место на мировой экономической арене.
Кто-то может вспомнить прошлое и пример Кубы, но Куба - это очень маленький остров, который экспортирует бананы, а бананы можно покупать у Сальвадора или Коста-Рики. И тут введение санкций было возможным. А с Россией вопрос следующий: если ввести санкции против России, то где западные страны будут покупать те товары, которые они сейчас покупают у России. Причем речь идет не только о таких традиционных товарах, как нефть и газ: под вопросом также множество важных материальных ресурсов и товаров для мировой авиапромышленности, автопромышленности, химической промышленности, которые производит Россия.
Кроме того, в Европе, и конкретно в ЕС, нет единого мнения относительно возможного введения санкций: преобладающее большинство выступает против санкций из-за слабого состояния европейской экономики в последние 5-6 лет. Сейчас она чувствует себя чуть лучше, чем один-два года назад, но темпы экономического роста Европы колеблются возле отметки в полпроцента.
Хорошая иллюстрации вашему тезису - цитата одного из членов Европарламента Пино Арлаччи: "Санкции против России неразумны. В конечном итоге они будут играть не против России, а против нас самих". То есть вы согласны с мнением, что санкции - это неразумный шаг, который в результате может обернуться против самого Европейского союза?
Да, я. определенно, согласен с этой идеей. Потому что, как я сказал, многие отрасли промышленности в Европе, США, в Японии зависят от материалов, товаров и производственного процесса, который происходит в России. Так что очень трудно ввести такие санкции, которые не навредят промышленности западных стран, особенно европейской. И кроме того, Европа - это единый регион, который должен выступать с единым мнением.
Однако стоит собрать встречу министров финансов для обсуждения, и на ней около половины участников поймут ущерб для собственных интересов из-за таких санкций. Я думаю, что целесообразной дискуссией, возвращаясь к Украине, может быть обсуждение причин текущего кризиса в стране. И возможность санкций в отношении тех людей, которые привели Украину к нему. В этом случае есть длинный список украинских олигархов, которые были или сейчас находятся у власти. И я думаю, что это как раз те люди, которые могут быть ответственны за текущую ситуацию на Украине.
Но тем не менее есть ощущение, что Соединенные Штаты все же готовы ввести санкции против России. Можно ли сказать, что эту готовность несколько нивелирует европейское понимание того, что разрыв связей с Россией может навредить экономике?
Безусловно, европейская экономика в гораздо большей степени зависит от российского экспорта, чем американская. И да, Европа более чувствительна к последствиям санкций в отношении России. Это касается всех европейских стран: немецкой экономики, итальянской экономики, экономик небольших стран, вроде Кипра, Финляндии, Швеции.
Есть еще один аспект, который обсуждается в меньшей степени: небольшие европейские страны очень чувствительны к санкциям. Особенно те, которые уже прошли через них. Я говорю о 1999 годе, когда санкции были введены против Сербии и Косово после распада Югославии.
Тогда целый ряд стран, включая мою родную Болгарию, были "подавлены" этими санкциями. Тогда европейское экономическое сообщество пообещало компенсацию за ущерб, но ничего не было сделано. Все помнят этот период - не только соседние страны, но и государства вроде Латвии, Литвы, Эстонии и так далее.
Сейчас небольшие экономики, вроде Прибалтики, Болгарии, Кипра, понимают, что они будут затронуты в гораздо большей степени, чем, например, испанская экономика. Компенсация? Они уже знают ответ на этот вопрос: ее не будет, потому что такого механизма в ЕС - хоть на бюджетном, хоть на юридическом уровне - нет. Поэтому в такой ситуации маловероятно, что ЕС будет едино выступать за введение санкций. Ведь некоторые страны пострадают намного сильнее остальных.
А может ли быть такое, что некоторые страны ЕС введут санкции, а другие нет? Например, Кипр не будет голосовать за санкции, а Германия выступит в их поддержку?
Это невозможно по европейскому договору, который говорит о необходимости одинакового доступа к рынкам. Поэтому, если одни страны ЕС хотят ввести санкции, а другие нет, то их введение невозможно. Если это страна за пределами ЕС, то гипотетически она может подумать об одностороннем введении санкций. Но даже тогда она не может это сделать, поскольку входит в общий рынок, в единую европейскую экономическую зону.
При этом такая страна может ввести культурные санкции, заявив, что, например, больше не будет приглашать российский балет выступать на сценах своих театров. Но введение экономических санкций в одностороннем порядке невозможно.
Еще одна большая тема, которая сейчас обсуждается многими мировыми лидерами – оказание экономической помощи Украине. Я понимаю, как Россия может помочь стране, и, в принципе, мы это делали со времен распада СССР. Но что экономисты, как вы, хотели бы увидеть в качестве помощи со стороны ЕС и США?
Мы уже говорили о реформах, которые могут помочь украинской экономике, но вряд ли они могут быть реализованы до осени. И, на мой взгляд, сейчас немного преждевременно их обсуждать. Но что сейчас можно обсудить, так это готовность третьих стран выделить Украине помощь в виде долгосрочных кредитов или грантов.
Мы знаем, что МВФ уже провел ряд встреч с украинскими представителями и пообещал выделить около 15 миллиардов долларов. Правда, пока это были только разговоры. Вопрос в том, достаточно ли этих денег для чего-то значительного, для масштабных мер. И ответ: нет, эти деньги пойдут, скорее всего, на выплату зарплат и пенсий, потому что у правительства не хватает на это средств. Вот вам одна простая цифра: только на модернизацию транспортной инфраструктуры – автодорог, железных дорог, аэропортов - Украине нужно от 200 до 250 миллиардов долларов.
Сейчас такие деньги, конечно же, никто не готов выделять. И нужно много-много лет, чтобы страна могла получить такой объем средств. Но если бы даже нашелся кто-то, кто был бы готов выделить такие деньги, то кому бы он их дал: тем же людям, которые управляли страной последние десятилетия и разворовали пол-Украины? Это очень сложная ситуация. Западные политики, с одной стороны, хотят помочь стране и обещают выделить деньги, но с другой стороны, они понимают, что, выделив средства, сейчас высока вероятность, что эти деньги просто исчезнут.
Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Татьяна Наумова.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+