США постепенно наращивают военное присутствие в Европе, а некоторые представители оборонных ведомств говорят о необходимости дальнейшего расширения числа американских военных. При этом европейские страны ранее сокращали расходы на оборону, и вряд ли они будут готовы изменить эту тенденцию в условиях бюджетной консолидации. Что могут себе позволить сами США, учитывая сокращение оборонных расходов?
На текущей неделе Польша и США планируют объявить о развертывании американских сухопутных войск в Польше, что связано с расширением присутствия НАТО в Центральной и Восточной Европе в ответ на события в Украине.
Примечательно, что министр обороны Польши Томаш Семоняк считает, что под патронажем США Польша будет играть ведущую роль в регионе.
Также планируется проведение небольших учений в Польше и Эстонии. Пока не ясно, какие дальнейшие мероприятий могут быть проведены в Восточной Европе. Учения будут короткими, но США рассматривают другие способы поддержания регулярного присутствия в регионе.
Но расширение военного присутствия США – это "головная боль" для самих американских властей. В Генштабе американской армии бьют тревогу: дальнейшее сокращение оборонного бюджета США, которое заложено в рамках автоматического секвестра госрасходов, приведет к тому, что после 2016 г. Америка не сможет вести даже одну крупномасштабную военную операцию, заявил в марте начальник штаба сухопутных войск США, генерал Рэймонд Одиерно.
Тогда же было отмечено, что общая численность Вооруженных сил США к 2017 г. сократится до 980 тыс. человек, из них 450 тыс. - в составе армии на действительной военной службе, 335 тыс. - в Национальной гвардии сухопутных войск и 195 тыс. - в резерве. Однако при этом сокращение финансирования, заложенное в рамках секвестра в 2016 г. и далее, продолжится. Численность солдат на действительной военной службе к концу 2019 г. снизится до 420 тыс. человек, в Национальной гвардии – до 315 тыс. человек и 185 тыс. человек - в резерве.
По мнению самих военных, при численности в 420 тыс. человек армия США не сможет провести даже одну длительную военную операцию, а сокращение оборонных расходов приведет к снижению финансирования различных программ модернизации вооруженных сил в размере 25%.
Фактически сокращение оборонных расходов поставило вопрос о невозможности военной поддержки других стран, например Украины, так как логичнее направить эти средства на модернизацию собственной армии.
В последние годы американские военные расходы остаются относительно стабильными, но США тратят на эти нужды значительно больше других стран. Более того, по итогам 2013 г. расходы США составили 37% от общего размера таких расходов в мире, которые достигли $1,75 трлн.
Источник: AFP
При этом, если не произойдет какого-либо военного конфликта и военные расходы США вернутся к уровню 2000 г. в течение следующих пяти лет, как предполагает Барак Обама, а остальной мир сохранит военные расходы на текущих уровнях от ВВП, доля США будет менее 30%.
Источник: МВФ, SIPRI, CGS
Как видно, в 1990-х гг. доля США росла, так как другие страны мира, особенно Россия, снижали расходы на оборону. К 2000 г. этот фактор оказывал уже не такое сильное влияние, при этом выросло влияние от изменения ВВП США.
Уже в середине 2000-х гг. доля расходов резко выросла за счет военных операций в Ираке и Афганистане, а к 2010 г. показатель достиг 43%. На падение доли США в качестве лидера от уровня мирового объема военных расходов будет влиять в основном сокращение расходов на оборону относительно уровня ВВП и изменение мирового ВВП.
Также интересно рассмотреть расходы на национальную оборону как долю от общего размера ВВП США.
В 1929 г. показатель составлял менее 1%, а вот в 1944 г. он достиг рекорда в 43%. Без учета Второй мировой войны расходы на национальную оборону достигали максимума в 15% только в 1952 г. из-за войны в Корее, а самого низкого уровня они достигла в 2000 г. (период относительного спокойствия, предшествующий терактам в 2001 г.).
После холодной войны национальный оборонный бюджет США изменялся в узком диапазоне. Бюджет Обамы предполагает сокращение расходов до 3,7% ВВП в 2008 г. Это будет соответствовать уровню 2000 г. и станет самым низким показателем за период после Второй мировой войны.
Что произойдет после сокращения оборонного бюджета США? В первую очередь будет сокращаться общее количество вооружений.
Традиционно, чем больше тратит страна, тем большее количество вооружений разных категорий она может себе позволить.
Похожая ситуация с военным персоналом, хотя здесь по странами ситуация отличается достаточно сильно. Различия в стоимости рабочей силы приводят к тому, что на $1 млн в США можно нанять значительно меньше солдат, чем, например, в Китае. В 2010 г. США тратили на персонал почти 65% от общего объема мировых расходов по этой статье, тогда как количество такого персонала составляло всего 15%.
При этом эффект от сокращения расходов на персонал будет зависеть от того, какие именно расходы будут снижаться.
Так, например, в 2009 г. почти 20% расходов направлялись на выплаты отставным военным, то есть они непосредственно не влияли на обороноспособности. Всего на оплату действительной военной службы тратилось $84 млрд из $195 млрд.
Примечательно, что количество персонала Минобороны сократилось с 1960 г., тогда как расходы резко выросли, в том числе из-за роста расходов на здравоохранение в США. Расходы на военные пособий и здравоохранение выросли на 90% в 2010 г. по сравнению с 2001 г., тогда как расходы на выплаты действующим военным увеличились менее чем на 3%.
Как уже отмечалось, рост расходов на оборону не привел к увеличению численности, но есть и другие факторы. Например, стоимость военной техники росла быстрее инфляции. Конечно, рост цен также отражает улучшение качества и внедрение новых технологий, но постоянный рост расходов на эти цели в конечном итоге только увеличивает затраты на рабочую силу и уменьшает стимулы для инвестирования в процессы, которые могли бы снизить затраты.
В результате США, которые уже вложили значительную сумму в оборонную отрасль, должны тратить огромные средства только для того, чтобы поддерживать существующий уровень технической оснащенности.
Сейчас властям необходимо тратить около 1% ВВП на военную технику, для того чтобы сохранить ее.
Но в абсолютном выражении сокращение не ожидается. Тем не менее акценты сделаны на вопросы экономики, а не на оборону: часть оборонных программ планируется свернуть.
И у президента США практически нет выбора, поскольку необходимо балансировать бюджет. Так, Обама предложил бюджетный план на 2015 г., который в ближайшие 10 лет позволит увеличить налоговые поступления на $1,4 трлн, а дефицит бюджета сократится на $1 трлн.
Сейчас госдолг США составляет 74%, при этом в номинальном выражении долг страны будет расти, но предложения Обамы позволят сохранить процентное отношение к ВВП на уровне 74% до 2024 г.
Если же придерживаться текущих уровней военных расходов по отношению к ВВП, то придется или увеличивать госдолг, или же дополнительно увеличивать налоговую нагрузку. Вряд ли на такое согласятся американские законодатели, да и влияние ослабления спроса на экономику США может оказаться слишком серьезным. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|