Уровень продовольственной безопасности в России вырос
По подсчётам учёных, общий уровень продовольственной безопасности в России за последние 15 лет вырос на 9% и сейчас составляет 89%. Такие данные, весьма актуальные в условиях нынешней политической ситуации, были обнародованы на этой неделе на презентации исследования Центра агропромышленной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). В 1999 году этот показатель в России составлял менее 80%.
Как особо подчеркнула директор Центра агропромышленной политики РАНХиГС Наталья Шагайда, продовольственная безопасность не означает только самостоятельное обеспечение страны продуктами питания. Понятие это гораздо шире — в него входит наличие продовольствия (производство, запасы, потери, экспорт-импорт), доступность, стабильность поставок, продовольственное потребление (оценивается с позиции соответствия фактического потребления нормам по пищевой ценности).
Устойчивость общего уровня продовольственной безопасности в РФ (последние годы он менялся в диапазоне 87–89%) даёт уверенность в том, что в целом Россия способна обеспечить себя едой и в случае каких-либо санкций со стороны Запада в стране голодать не будут, считают специалисты.
Как отмечается в исследовании РАНХиГС «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы», пороговые значения показателей продовольственной независимости в России были превышены по ряду показателей ещё в 2012 году: так, по зерну фактическое значение составляло 134,8% при пороговом 95%, маслу растительному — 132,4% (против 80%), сахару (87,8% против 80%). При этом по зерну и растительному маслу Россия обеспечивает не только собственное население, но и около 50 млн человек из других стран мира, отмечается в исследовании. Правда, по ряду других продуктов ситуация не столь благополучная — например, по молоку уровень продовольственной независимости составляет около 80%, по мясу — 75,9%. Это примерно на 10% ниже уровней, установленных доктриной продовольственной безопасности.
По отдельным видам мясной продукции — например, по говядине, фактический уровень независимости более чем в два раза меньше порогового уровня. Своей продукции у нас только 37%. Зато всё в порядке со свининой и курятиной.
Напомним, согласно доктрине продовольственной безопасности, картофелем и зерном мы должны обеспечивать себя сами на 95%, молоком — на 90%, сахаром и растительным маслом — на 80%, мясом — на 85%.
Главной угрозой продовольственной безопасности учёные РАНХиГС считают вымывание малых форм хозяйствования и чрезмерную концентрацию сельхозпроизводства, а также подконтрольность значительной части крупнейших производителей иностранцам. К примеру, контрольными пакетами пяти крупнейших производителей сахара в РФ, которые в совокупности дают более 60% производства, владеют компании, зарегистрированные за рубежом, отметила Наталья Шагайда.
Помимо успехов и проблем российских сельхозпроизводителей, на презентации исследования затрагивался и вопрос качества и доступности питания для россиян. Что касается рациональных норм потребления, то по мясу, хлебу, маслу нормы даже превышены, но по некоторым продуктам — молоку, рыбе, фруктам — есть отставание. По оценкам учёных, меньше рациональной нормы потребляется фруктов (64,2%), молока и молокопродуктов (75,5%), овощей и рыбы (показатель составляет 84–85% от рекомендованного). При этом если с возможностью питаться по нормам ситуация улучшилась, то по потреблению животного белка — ухудшилась. Потребление животного белка ниже рекомендуемой нормы отмечается в 9 регионах РФ. Наименьшее потребление белка животного происхождения — в Тыве и Ингушетии. Данные регионы вообще входят в перечень «неблагополучных»: по данным исследования, в них питаются крайне бедно, но при этом тратят на еду значительные средства. К примеру, если в целом по стране на продукты питания тратят более половины семейного бюджета 24% населения, то в Ингушетии этот показатель превышает 83%. В список «затратных» регионов также входят Чечня, Дагестан, КЧР, Саратовская область, Республика Калмыкия, Пензенская область.
Ингушетия, Дагестан, Тыва, Чеченская Республика, Калмыкия возглавляют также список субъектов РФ с худшим экономическим доступом к продовольствию. А в топ-5 самых «зажиточных» входят Москва и Московская область, Пермский и Хабаровский край, Тюменская область. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|