В пятницу, 18 апреля, начнется отгрузка первой нефти, добытой на арктическом шельфе в Печорском море, с уникальной морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", где добыча началась в декабре прошлого года.
Первый танкер, с полной грузоподъемностью 70 тыс. тонн, отправится в порт Роттердама, а всего по итогам 2014 г. будет экспортировано 300 тыс. тонн. Танкеры будут отправляться с "Приразломной" каждый квартал. Основные потребители – нефтеперерабатывающие компании Великобритании, Норвегии и Нидерландов.
Открыто Приразломное месторождение было в 1989 г., в 60 км от берега на шельфе Печорского моря.
С началом эксплуатации платформы был связан ряд скандалов, после того как там пытались высадиться представители Greenpeace, выступающие против бурения в Арктике.
Что такое платформа "Приразломная"
"Приразломная" - морская ледостойкая стационарная платформа, уникальность которой заключается в максимальной безопасности при добыче нефти.
При длине и ширине платформы в 126 метров и весе в 117 тыс. тонн она обеспечивает выполнение всех необходимых технологических операций, включая бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.
На платформе могут проживать до 200 человек, она также обладает большим запасом автономности и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки для этого региона.
Платформа надежно установлена на морском дне благодаря собственному весу и защитной бермы из камня и щебня. Толщина стенок опорного основания (кессон) составляет 3 метра, также они покрыты слоем специальной стали, устойчивой к коррозии и износу. В результате запас прочности значительно превышает реальные максимальные нагрузки.
Вероятность разлива нефти при добыче сведена к минимуму, благодаря тому что скважины находятся внутри платформы. В сочетании со специальным оборудованием это должно предотвратить неконтролируемый выброс нефти или газа.
Кроме этого, исключена возможность образования взрывоопасной среды за счет использования "мокрого" способа размещения сырья при хранении. Такой способ предполагает, что сырье хранится в водной среде.
Защитные системы предусмотрены не только при добыче. Отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Также рядом с платформой постоянно находятся специализированные ледокольные суда, оборудованные комплексами нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях. Для защиты береговой линии установлено оборудование для ликвидации разливов нефти.
Всего на платформе запланирован ввод 36 скважин, из которых 19 будут добывающими, 16 – нагнетательными, 1 – поглощающей. Еще 4 скважины – резервные.
Предполагается, что сумма затрат при реализации проекта составит около 90 млрд руб.
Политическое и экономическое значение
Извлекаемые запасы нефти на Приразломном месторождении составляет 74 млн тонн, а проектный максимальный уровень добычи – примерно 5,5 млн тонн в год, этого показателя планируется достичь после 2020 г.
Благодаря вводу в эксплуатацию "Приразломной" впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе будет вестись со стационарной платформы.
Президент Владимир Путин в режиме телемоста проведет встречу с главой "Газпрома". Алексей Миллер находится на морской платформе "Приразломная" в Печерском море. Сегодня там отгрузят первую партию нефти объемом в 70 тысяч тонн.
Арктический шельф имеет крайне важное значения для энергетического лидерства России. Но в последние годы, несмотря на важность задачи, темпы разработки были низкими.
По предварительным оценкам, нефтегазовые запасы Арктики должны прийти на смену запасам углеводородов в Сибири. Но при тщательном анализе стало понятно, что разработка арктических месторождений может нанести ущерб экологии. Поэтому использование новых технологий, которые не только позволяют добывать нефть и газ с больших глубин, но и предполагают экологическую безопасность, необходимо.
Конечно, добыча в Арктике значительно дороже, чем на континентальной части. Некоторые эксперты говорят о том, что средняя себестоимость добычи тонны нефти на арктическом шельфе составляет около $700, тогда как, например, в Западной Сибири этот показатель составляет $30. Разница очень велика, но легкой нефти становится все меньше, и добыча "дорогой" нефти – мировой тренд.
И экономить на экологической защите практически бессмысленно, так как устранение последствий различных аварий обойдется дороже.
Крупные нефтяные платформы в мире
Платформа Petronius
Платформа находится в Мексиканском заливе, в 210 км от Нового Орлеана.
На палубах установлена 21 скважина, что позволяет добывать в сутки 3 тыс. куб. м нефти и 2 млн куб. м газа.
Общая стоимость проекта составила $500 млн.
Платформа Petronius является самой "высокой" нефтяной платформой в мире, она находится на 610 метров выше дна океана.
Платформа Baldpate (Лысая платформа)
Располагается около побережья Луизианы.
Вес платформы достигает 9,8 тыс. тонн.
Одна из самых высоких платформ в мире.
Платформа Bullwinkle
Построена была в 1987-1988 гг.
Располагается в Мексиканском заливе.
Стоимость постройки составила $500 млн.
Платформа Troll
Платформа располагается в Северном море у берегов Норвегии.
Постройка была завершена в 1995 г. Начало эксплуатации состоялось в 1996 г.
Во время буксировки конструкции процесс был показан по телевидению, так как платформа стала самым крупным объектом, когда-либо перемещенным человеком по поверхности Земли.
Платформа Gullfaks C
Расположена в Северном море, примерно в 160 км от берегов Норвегии.
Суточная добыча составляет до 250 тыс. баррелей.
Высота над морским дном составляет 380 метров.
Перспективы платформы "Приразломная"
Потенциальный объем добычи на платформе составит до 2 тыс. тонн в сутки.
К 2021 г. годовой объем добычи на всем месторождении составит около 5,5 млн тонн. Это будет пиковое значение, в последующие годы показатель будет снижаться.
При этом извлекаемые запасы C1 и C2 оцениваются в 74 млн тонн.
Вообще, на шельфе Печорского моря обнаружено 6 месторождений, включая крупные Долгинское, Приразломное, Медынское-море и Северо-Гуляевское.
Источник: данные "Газпрома"
Эксперты отмечают, что территория шельфа изучена мало, поэтому в ближайшие годы могут быть открыты дополнительные месторождения.
В конструкции платформы "Приразломная" изначально заложена возможность приема нефти с других месторождений. Это позволит эффективно — без строительства аналогичных платформ — вовлечь в рентабельную разработку соседние месторождения благодаря снижению удельных затрат на их обустройство.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: votivsio (21 апреля 2014 00:55) Статус: |
Я только одного понять не могу, как платформа может удержаться на месте зимой, когда она скована 3-х метровым дрейфующим льдом площадью в тысячи километров? ... То что начали добывать такую сложную нефть, при рентабельной стоимости 80$ за баррель, говорит о том, что туговато с нефтью. Тяжелая, грязная нефть и да и месторождение всего 74 миллионов тонн. (для сравнения Аль-Гавар 20 млрд.тонн. с рентабельной стоимостью 10$ ).
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 290
Рейтинг поста:
...
То что начали добывать такую сложную нефть, при рентабельной стоимости 80$ за баррель, говорит о том, что туговато с нефтью.
Тяжелая, грязная нефть и да и месторождение всего 74 миллионов тонн. (для сравнения Аль-Гавар 20 млрд.тонн. с рентабельной стоимостью 10$ ).