Алексей Васюков
Эксперты размышляют, кто может стать разработчиком гигантского нефтяного месторождения в Астраханской области
Нежданно-негаданно российским нефтяникам привалило счастье. В Астраханской области обнаружено довольно крупное месторождение нефти.
По некоторым оценкам, его запасы оцениваются в 300 миллионов тонн. Для сравнения: это больше половины того, что ежегодно добывают все российские нефтяные компании вместе взятые.
Конечно, до крупнейших месторождений, таких как «Самотлорское» или «Ромашкинское», новый нефтяной источник недотягивает, но вообще за последние двадцать с лишним лет таких открытий не делалось.
Заявление о новом счастье под названием «Великое» сделал глава Минприроды Сергей Донской. «Мы в конце прошлого года поставили на баланс в Государственной комиссии по запасам 300 миллионов тонн запасов категории C2 – это месторождение «Великое», находящееся в Астраханской области», – сообщил чиновник.
Открытие сделала малоизвестная компания АФБ, принадлежащая известному бизнесмену Виталию Ванцеву. «Там еще предстоят дополнительные работы, планируется еще подтвердить эти запасы и перевести их в более высокую категорию, но можно говорить, что это месторождение федерального значения и относится оно к крупным открытиям, причем к открытиям на суше», – добавил Донской. Впрочем, процесс это длительный и затянется аж до 2020 года. Тем не менее, нефтяным компаниям следует поторопиться уже сейчас.
Как рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Нефтяная компания «АФБ» Руслан Давлетьяров, пока дальнейшая судьба месторождения остается неизвестной: «На эти вопросы мы ответить не можем, акционеры не мы, все это решают акционеры и учредитель. ЗАО этим и отличается». Впрочем, если компания решится на разработку, без серьезного партнера не обойтись.
Впрочем, потенциальные партнеры в открытую огромного желания не выражают, отмечает независимый эксперт Дмитрий Адамидов. «Соседние участки характеризуются низкокачественной, вязкой нефтью, добыча которой сопряжена с повышенными затратами, поэтому разумнее будет дождаться завершения геологоразведочных работ. Тогда уже будет ясно и с нефтью, и с ее качеством, и с проектом, и с его участниками, которые, думаю, не замедлят появиться, если извлекаемые запасы подтвердятся даже на уровне в 30-40 миллионов тонн. А уж если там будут все 300 миллионов, то ажиотаж будет огромный», – отмечает аналитик.
Нельзя исключать, что такое откровенное равнодушие – не более чем игра на публику и нежелание светиться перед конкурентами. Например, директор аналитического департамента компании United Traders Михаил Крылов считает, что самый вероятный претендент на участие в этом проекте – «Роснефть», «которая имеет связи с внуковским аэропортом». А Виталий Ванцев – как раз один из владельцев столичного аэропорта. Хотя положение «Роснефти» сейчас таково, что ей вообще есть дело до всего, что происходит в российской нефтянке.
С Крыловым согласен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: «Месторождение с извлекаемыми запасами более 75 миллионов тонн попадает в категорию месторождений, которые находятся в зоне государственных интересов. В случае с «Великим» недропользователь, скорее всего, получит компенсацию за выполненные работы, месторождение будет передано в нераспределенный фонд. Из фонда оно уйдет по конкурсу, главным условием которого будет наличие госучастия».
Дмитрий Крылов предсказывает, что если оптимистические прогнозы по «Великому» подтвердятся, это может охладить пыл нефтяных компаний к освоению Восточной Сибири. «По мелкости залегания пласта добывать в Астраханской области проще, чем в Восточной Сибири, поэтому можно говорить о том, что месторождение оттягивает на себя ресурс и, с этой точки зрения, откладывает разработку более труднодоступных месторождений», – отмечает эксперт.
Ему возражает Дмитрий Адамидов: открытие «Великого» не снимает проблемы поиска новых ресурсов. «Даже в самом лучшем случае оно добавит к общей добыче нефти около 5 миллионов тонн в год, что сегодня составляет примерно 1% от общей добычи (в 2013 году добыли чуть больше 500 миллионов тонн). Восточная Сибирь останется в безусловном приоритете», – считает эксперт.
Так что, получается, даже в случае, если запасы нефти подтвердятся, большинству нефтяных компаний придется постоять в сторонке. Такая углеводородная корова государству нужна самому. Это не Восточную Сибирь разрабатывать.
Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|