Российский экспорт: не только нефть и газ
Одним из показателей высокоразвитой и эффективной экономики является многоплановая структура экспорта страны. Стремление России заявить о себе как о стране с активно развивающейся и успешной экономикой предполагает диверсификацию нашего экспорта. Однако в последние два десятилетия торговля осуществляется преимущественно природными ресурсами.
О том, что еще может предложить наша страна зарубежным покупателям, мы поговорили с человеком, не понаслышке знающим, с какими проблемами сталкиваются российские экспортеры и какие перспективы есть у наших производителей на международном рынке, – директором департамента финансирования экспорта «Внешэкономбанка» Даниилом Алгульяном.
– Даниил Валерьевич, первый мой вопрос, конечно же, касается диверсификации нашего экспорта, как проблемы, о которой много говорят в последние годы. Как известно, основу нашего экспорта составляет торговля энергоресурсами. А что еще Россия может предложить другим странам уже сейчас и что сможет предложить в будущем?
– На самом деле, если мы говорим о российском экспорте, то мы говорим о достаточно крупной сумме – порядка 520–530 млрд долларов в год, на общемировом уровне это очень хороший результат. Эта сумма примерно соответствует тому месту, которое российская экономика по своим размерам занимает в мировом сравнении. По этому показателю Российская Федерация устойчиво входит в мировую десятку.
Но основная проблема носит структурный характер, потому что чуть более половины нашего экспорта – это экспорт сырья. И, конечно, нам всем хотелось бы, чтобы доля продукции с более высокой добавленной стоимостью постепенно увеличивалась. Да, действительно, экспорт машин и оборудования у нас занимает только около 5-6%, что совсем немного, но вместе с тем можно отметить, что постепенно его доля растет.
Например, по сравнению с прошлым годом, по предварительным оценкам, экспорт российского машиностроения вырос на 6%, в то время как экспорт в целом остался практически тем же.
– То есть смещение структуры экспорта в сторону от ресурсной составляющей все же происходит?
– Да, постепенно смещение происходит, но все же нам хотелось бы, чтобы оно осуществлялось более быстрыми темпами. Тем не менее определенные сдвиги есть. Я бы не стал говорить, что существует какой-то ограниченный набор отраслей, где у нас есть экспортные перспективы. На самом деле в сфере экспорта у нас еще непочатый край работы практически по всем направлениям. Однако есть 3-4 точки роста, где стоило бы ожидать успехов уже в ближайшем будущем.
Прежде всего я имею в виду авиастроение. Уже можно сказать, что Россия вернулась в число стран, которые серийно производят гражданские самолеты, и мы говорим о России как о стране, которая занимается экспортом в сфере гражданской авиации.
За последний год в рамках «Внешэкономбанка» было одобрено финансирование поставки за рубеж 26 самолетов «СухойСуперДжет 100».
В своем сегменте этот самолет постепенно и довольно уверенно начинает отвоевывать свою нишу на международных рынках. Естественно, в сфере авиации «СуперДжетом» российский экспорт не ограничивается, но на сегодняшний день так сложилось, что он стал центральным элементом российского экспорта гражданских самолетов. Естественно, если мы говорим о военной продукции, то там картина несколько иная.
Второе, как мне кажется, очень важное направление – это энергетика, причем энергетика как атомная, так и тепловая, гидроэнергетика. В этом секторе у российских производителей на протяжении последних десятилетий еще с советских времен достаточно устойчивые позиции на международных рынках. Здесь нам есть что предложить. Мы в последние годы заключили целый ряд достаточно крупных сделок в различных странах, причем как с традиционными партнерами РФ в экспортном машиностроении, так и с компаниями на новых рынках.
Поэтому для нас энергетическое машиностроение – это также одно из ключевых направлений.
Несмотря на то, что о России говорят как о прежде всего сырьевой экономике, работая здесь, во «Внешэкономбанке», я регулярно сталкиваюсь с интереснейшими проектами по экспорту программного обеспечения, экспорту компьютерной техники. То есть в тех отраслях, в которых традиционно Россия не считается мировым лидером.
– Насколько мне известно, компании «Яндекс» и «Касперский» уже довольно хорошо зарекомендовали себя на международных рынках.
– Да, это так, это уже известные крупные компании, сделавшие себе имя, но существует и довольно большое количество небольших российских компаний, работающих в региональных центрах вдали от Москвы, которые занимают в мире ведущие позиции в рамках своих сегментов.
– Жаль, что о них мало кто знает.
– В настоящее время мы также активно стараемся работать с ними, помогая им выходить на международные рынки, распространять их продукцию за рубежом. Это очень интересное направление.
Существует транспортное машиностроение.
У России, как у производителя железнодорожного оборудования, очень выгодные позиции, связанные с тем, что в странах СНГ и в целом ряде других пограничных стран ширина колеи и железнодорожные стандарты во многом совместимы с российскими.
Это позволяет Российской Федерации успешно экспортировать продукцию железнодорожного машиностроения за рубеж.
Как видите, на самом деле охват очень широкий. Перечисленные мной четыре направления никак не говорят о том, что другие как-то хуже или менее перспективны. Отнюдь, с точки зрения поддержки экспорта мы сейчас находимся в такой интересной фазе, когда мы сами для себя открываем какие-то новые направления, где мы еще можем быть полезны для российского производителя.
Мария Качевская Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|