11 апреля состоится встреча G20, где одной из главных тем станет преобразование и реформа Международного валютного фонда (МВФ). Министрам финансов и главам центральных банков предстоит определить, какие меры стоит предпринять для борьбы с тем, что США затягивают ратификацию четырнадцатого пересмотра квот фонда, чтобы закончить реформу.
Соглашение о регулирование квот было принято еще в 2010 г., и оно должно было удвоить объем потенциального кредитования до $739 млрд, а также дать развивающимся странам больше влияния в организации, которая была создана в конце Второй мировой войны. Это должно гарантировать стабильность мировой валютной системы.
Но США задерживают реализацию соглашения, являясь крупнейшим акционером фонда с голосующей долей в 16,75%. Все основные решения требуют одобрения 85% голосов, то есть у США фактически есть право вето.
Сами главы центральных банков отмечают, что США являются крупнейшим препятствием на пути реформы фонда и это наносит значительный ущерб их авторитету.
И теперь страны G20, еще на прошлой встрече выразившиеся сильное недовольство позицией властей США, пойдут в атаку, не дожидаясь США. Даже Великобритания, которая обычно поддерживает США, призывает конгресс одобрить реформу МВФ.
"Тот факт, что Конгресс США не ратифицирует согласованные реформы МВФ, негативно влияет на учреждение и также плохо для международного сообщества. Я призываю администрацию и конгресс действовать", - заявил министр финансов Великобритании Джордж Осборн.
Необходимость реформы МВФ
МВФ+Всемирный банк= сотни богатых и миллиарды бедных
Официально Международный валютный фонд был создан 27 декабря 1945 г. Фонд объединяет 188 государств, каждое из которых имеет право голоса при принятии решений о реформировании или выделении помощи.
Количество голосов определяется по системе квот. Первое распределение квот произошло при создании фонда, а сейчас должно быть 14-е перераспределение. И это перераспределение должно стать переходным периодом, на повестке дня уже стоит 15-е их изменение.
Объем средств МВФ определяется специальными правами заимствования (pecial Drawing Rights, SDR). Сейчас объем SDR составляет 238,4 млрд евро, что эквивалентно $369,52 млрд.
Квоты распределены таким образом, что страны G7 имеют возможность принять любое решение в рамках МВФ или заблокировать то, которое их не устраивает.
Необходимость пересмотра квот обусловлена как важностью увеличения доли развивающихся стран, так и несовершенством действующей формулой расчета квот. В настоящий момент размер квот слишком сильно зависит от вовлеченности страны в глобальную мировую торговлю, а реальные экономические показатели учитываются слабо. И последний мировой финансовый кризис наглядно показал слабости такой системы, так как для получения помощи от МВФ страны развивают внешнюю торговлю в ущерб внутреннему развитию. Размер финансирования напрямую зависит от объема квот.
В результате экономическое расслоение в глобальном масштабе проявляется все сильнее, увеличивается риск внутренних конфликтов, появления проблемных стран и другие проблемы.
Страны с наибольшей голосующей долей в МВФ
Страна
Голосующая доля
США
16,75%
Япония
6,23%
Германия
5,81%
Великобритания
4,29%
Франция
4,29%
Китай
3,80%
Россия
2,39%
Индия
2,34%
Бразилия
1,72%
Кроме этого, у каждой страны есть 250 базовых голосов, что соответствует 0,01% голосующей доли. В результате реформы объем SDR вырастет до 476,8 млрд, а более 6% квот перейдет от развитых стран развивающимся.
Большинство из 188 стран-членов МВФ реформу уже одобрили. Однако Белый дом столкнулся с сопротивлением республиканцев. Если Конгресс США даст зеленый свет реформе, это сделает Китай третьим по величине членом МВФ, в то время как доминирование стран Западной Европе в совете МВФ будет снижено. Некоторые аналитики говорят, что американские законодатели обеспокоены отказом от власти в пользу некоторых стран с развивающейся экономикой.
Конгресс традиционно довольно скептически относится к международным институтам и намерениям Китая по таким вопросам, как денежная реформа. Кроме этого, сейчас усилилось беспокойство относительно России, но это странно, так как голосующая доля России вырастет немного, хотя она и войдет в десятку крупнейших акционеров фонда.
В результате Россия, Китай и другие крупные развивающиеся страны могут начать действовать, не дожидаясь решения США. МВФ изучает возможность "плохих вариантов", как выразился представитель фонда, которые позволят реализовать реформу без участия США.
Напрямую решить вопрос в обход США невозможно, поэтому развивающимся странам придется приложить серьезные усилия для оказания давления на руководство МВФ и мировое сообщество в целом.
Международному валютному фонду необходимо провести реформу как можно скорее, так как свои позиции на мировой арене он уже начал терять. Китай, например, использует осторожную дипломатию, исследуя альтернативные механизмы финансовой помощи, и тогда необходимость МВФ вообще окажется под вопросом. Уже сейчас кредиты Китая и помощь другим развивающимся странам начали затмевать помощь, оказываемую Всемирным банком и МВФ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+