Андрей Паршев
Почему социализм не является лекарством от всех болезней нашей экономической системы
В современной экономической модели России есть несколько существенных недостатков, даже изъянов – причем таких, которые трудно исправимы:
- либерализм внешней торговли (низкий уровень таможенно-тарифного обложения);
- свобода вывоза капитала;
- приоритет потребления над накоплением;
- приоритет частного потребления над общественным.
Если кто-то считает, что последний пункт в перечне – это по сравнению с социалистическим строем, то он ошибается.
В развитых странах удельный вес фондов общественного потребления выше, чем у нас, и существенно. И на Западе этим гордятся, даже сам термин «фонды общественного потребления» как-то попался в анкете на получение английской визы. У англичан главное опасение – как бы к ним не заехал кто-то, кто хочет этими самыми фондами на халяву попользоваться.
Есть такой видимый критерий того, что у нас с этим нездорово, – автомобильные пробки. Не то чтобы машин много – но дорог меньше, чем нужно для такого количества. То есть частное потребление (машины) не сбалансировано с общественным (дороги). Москва – чемпион по пробкам в Европе.
Это касается всего: обстановка квартир лучше, чем инфраструктура ЖКХ, и так далее.
Этим вообще отличаются развитые капстраны от развивающихся. Видел фотографию, сделанную из окна бразильского отеля: бассейн, на прозрачном матраце плавает роскошная блондинка с коктейлем, а за забором (он сверху не виден) – сплошная помойка.
Загаженная среда – это не только и не столько менталитет народа. Во многом это бедность муниципальных и прочих местных бюджетов. При, в общем, чистоте обочин в Европе, если попадется участок, который почему-то никому не принадлежит, то он достаточно замусорен. Чисто не там, где не мусорят, а там, где убирают.
Но речь даже не об этом. Многие годы я, как и другие публицисты, экономисты и так далее, объяснял, почему такая модель экономики, ориентированная на частное потребление в ущерб инвестициям, плоха. А она действительно плоха, потому что вызывает деиндустриализацию, общее обеднение, чревата техногенными катастрофами и прочими негативными последствиями. Но, вот беда, не было видно, каким образом можно убедить общество пойти по разумному пути – хотя бы прибегнуть к протекционизму или к развитию промышленности. Это не находило поддержки, и, главным образом, по простой причине: Запад воспринимался успешным обществом, а мы – неуспешным.
У них в магазинах все было, а у нас ничего не было. И можно было вывернуться наизнанку, доказывая, что у нас неплохой уровень потребления даже в сравнении с США (и это было абсолютной правдой: например, сливочного масла в СССР мы ели втрое больше американцев, прочих продуктов – на уровне или совсем немногим меньше) и что автомобилизация растет.
Знакомый американец рассказал, что его отец так оценил развитие телевидения: «Теперь Советам конец: они увидят, какие у нас супермаркеты». И в этом замечании, даже несмотря на недоступность для нас американского ТВ, было рациональное зерно.
Мы все (и не только плохие люди) сознательно или подсознательно считали себя ниже европейцев и американцев, смотрели на них снизу вверх, а мнение «с Запада» воспринималось как окончательный вердикт. Я такие слова слышал от самых разных людей, вплоть до православных монахов. То, что «в области балета мы впереди», было предметом гордости, а комплекс неполноценности все равно был. Из-за итальянских сапог.
И во многом поэтому и была принята модель проедания национального достояния, «нефтегазовой иглы», и она до сих пор поддерживается обществом, о чем говорят итоги выборов. Да и вообще.
Но несколько лет назад я заметил такое вот странное явление. Даже впервые выехавший за границу наш гражданин не становился «окончательно уверовавшим», а наоборот – начинал относиться к иностранцам если не критично, то трезво. Польский «Ашан» оказался неотличим от подмосковного, и вообще Западу где-то в середине 2000-х оказалось нечем хвастаться. Ну, поехал в Италию – красиво. Теплее. Купил там куртку – хорошая, китайская...
Как-то постепенно оказалось, что машины в России – те же, что в Европе, и получше, чем в других местах; жилье – да и в Европе так: где лучше, а где и хуже. Еда в ресторанах получше – ага, стоит перенять. И не более того. И, главное, русские – не нувориши, а просто русские туристы – оказались богатыми туристами. В Европе! Что уж говорить об Азии или Африке.
Ну, на этом месте мой читатель пошлет луч позора: «В то время как простой народ даже не имеет загранпаспорта...» Да знаю я прекрасно, что у нас меньше 15% населения имеет загранпаспорта! И знаю про имущественное расслоение. Но ведь это везде так, и в коммунистическом Китае: есть побогаче, есть победнее. И по какой-то странной причине наш средний гражданин гораздо благожелательнее относится к богатому бизнесмену, чем – в прошлом – к инструктору райкома, у которого всех привилегий было – сауна по субботам.
Наш средний гражданин осуждает подвиги русских в Куршевеле – и в то же время ему приятно, что русские там есть. Это, может быть, плохо, но это надо просто учитывать, а не клеймить.
Духовность – это важно. Это важнее всего. Но в то же время «бытие определяет сознание». Это не я сказал, заметьте. И в результате наш человек за границей – и в пределах границ тоже – стал уважать себя – и в мелочах, и в больших делах.
И Запад для нас перестал быть единым «сияющим городом на холме». Стали их различать. Такой вот эпизод: парень в лифте отеля в Испании обменялся парой фраз с американцем. Тот удивился: «Русский? А зачем ты сюда приехал?» Парень ответил: «Ну, у нас же холодно. А вот ты зачем сюда приехал?» – к вящей радости остальных пассажиров, в основном немцев.
Тут два фактора. Первый – свобода перемещения. Один мой знакомый, поляк, так говорил: «Одна ошибка была у СЭВ: не давали по миру поездить, попробовать. Если бы разрешали – СЭВ был бы до сих пор». А вот второй фактор – да, то самое «проедание».
Если бы мы тратили все средства на возрождение индустрии, у нас не было бы богатых – да и средних – туристов за рубежом. У нас ВВП на душу – примерно как у Польши. А автомобилей мы покупаем втрое больше. Это не совсем хорошо (проедание), но поляк-то теперь не смотрит на русского сверху вниз. А как бы не наоборот. И это если говорить только по экономической составляющей национального престижа, не беря политическую.
А самое главное – тот же процесс избавления от психологической зависимости произошел и внутри страны. То, что у нас есть сейчас, уже не отличается (принципиально) от того, что есть «там».
Я лично спокойно отношусь к сияющим витринам, как и многие-многие другие. Я даже не знаю человека, который бы упал в обморок, впервые увидев изобилие, как рассказывали юмористы в 80-е годы. Но изобилие на прилавках (а не в холодильнике) – это на самом деле хорошо.
И пока что изобилие именно на прилавках – это главная хитрость, главная фишка рыночной экономики. Товара может быть даже существенно меньше, и потребление его может быть существенно ниже – но он есть на прилавках. И в богатой, и в бедной стране. Потому что цена саморегулируется.
И даже, предположим, в модернизированном социализме, при возможности регулирования цен, все равно социализм пока будет плохо восприниматься – потому что при социализме есть конкретный чиновник, который поднимает цену, и он осуждается населением, а рост цен в рыночной экономике воспринимается как стихийное бедствие, как сила природы, и это если не приветствуется, то терпится.
Человек устроен так, что для него возможность гораздо важнее, чем фактическое обладание чем-то. Это, может быть, неправильно, но это так. Человеку нравится возможность выбирать из десяти сортов туалетной бумаги. Я не знаю, почему, у меня лично немного другой подход, но это точно так. Для многих и многих людей. А ведь экономика – для человека, а не наоборот. Пусть человек несовершенен или даже не таков, как кому-то хотелось бы, – но опираться надо на того, который есть.
Так как-то сложилось, что я ближе общаюсь с левыми, чем с либералами. И постоянно говорю одно и то же: «Да, социализм – это хорошо. Но вы знаете способ, чтобы при социализме в магазинах все было, и без очередей? Если знаете, просто скажите: «Мы знаем!» – и за вас проголосуют 90%». Увы, пока никто так не сказал.
Вот поэтому, а также еще по некоторым причинам социализм не является лекарством от всех болезней нашей экономической системы. Лекарств на самом деле много. Но самое страшное, если таковые лекарства снова лишат нас самоуважения. А с самоуважением никакие трудности не страшны. Даже снижение жизненного уровня.
Так что при, вообще-то, «неправильной» экономике она, экономика эта, сделала одно очень важное дело. Я не знаю, планировалось так, или само получилось, но это факт. И это прибавляет оптимизма насчет нашей общей судьбы. Источник: КМ.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
Статья из воздуха. Моя мать в своё время тоже работала в торговле,до так называемой "хрущёвской оттепели", так вот "красную икру", в магазинах ковшами из бочки черпали, покупателям. Всё относительно и весь вопрос в подходе к такой структуре общенародного обустройства как "социализм".Так что не все ещё умерли,а многие ветераны участники второй мировой войны и сегодня ещё живы и являются прямыми свидетелями тех событий.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
это не моя идея, просто именно так оно и было. только люди, которым это было дано в ощущениях, частью уже повымерли, а оставшиеся не публикуются в КМ. знаю, т.к. в начале 60-х родственница стажировалась товароведом, но ей не понравилось и она ушла на транспорт, что уже примечательно. сравнивая ситуацию в 60-х с 70-80, она с сожалением говорила, что когда-то они гордились ассортиментом в своих магазинах. спасибо хрущу, за развал торговли и обслуживания. официанток в кафе тоже он отменил.
надо чтобы нигде, кроме магазина, нельзя было продать товар дороже, хотя бы легально. это тоже будет диктат, но не слепой бродячей руки с неизвестными намерениями, а осознанный и целенаправленный. никаких рынков, торгующих отборными совхозными овощами из магазина, никаких комиссионок, в сеть которых можно партиями сплавлять гарнитуры и телевизоры. никаких "Березок", наконец (если кто забыл или не знает, что это такое - спросите у родителей). и все бы наладилось.
насчет слепой руки - это больше миф и шутки экономистов. поправьте меня если я ошибаюсь (прошло много времени), но цены на печатные издания в Германии жестко диктуются (диктовались в 90-х, сейчас не знаю - ЕС непредсказуем) соответствующей комиссией. и ни одна падла не может просить за книгу ни центом больше, чем назначила комиссия. про книги знаю точно, в свое время работал с книжниками. комиссия определяет розничную цену, а издательства, авторы, посредники и магазины могут делиться как угодно внутри этой цены, но за пределы - ни-ни. вот подскажите мне в каком месте здесь виднО участие пресловутой руки?
ВВС (би-би-си) в сериале "Да, министр" прозрачно намекает на доплаты французским крестьянам за уничтожение урожая. одновременно субсидируя его выращивание. это в последней серии третьего сезона, где министр становится премьером, если что.
ну? в каком месте присутствует рынок, кроме бирж, если наобум (я не подбирал специально) взятые два примера свидетельствуют об обратном? во втором случае даже шутят на эту тему. сами!
наконец, надо быть последовательным т.Паршев, или вы разделяете общие свойства человеков, или нет. но не одновременно и поочередно. если человекам больше нравится выбирать из 10 сортов туалетной бумаги, то не след от них отрываться, тем более после разделения всеобщего спокойного отношения к витринам.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 126
Рейтинг поста:
-Как так получилось,что первый советский телевизор был выпущен в частной артели?
И это-при "крявявом Тиране"(тм)?