Концепция рыбного кластера вблизи Владивостока будет представлена в апреле. В Приморье появятся многофункциональный порт, логистический центр и перерабатывающий комплекс. Создание рыбного кластера и строительство новой инфраструктуры позволит удовлетворить не только внутренние потребности России в рыбной продукции, но и значительно нарастить экспорт в азиатско-тихоокеанские страны
Рассмотреть возможность создания рыбного кластера в России год назад поручил Владимир Путин. Приморье для этих целей было выбрано неслучайно, ведь это уникальный российский регион, богатый морепродуктами, тысячами видов рыбы и другой аквакультуры. Располагаться кластер будет недалеко от Владивостока, но вдали от крупнейших дальневосточных портов. Он будет создан наподобие корейского Пусана и китайского Даляня - крупнейших в Азии многофункциональных портов.
Главный акцент будет сделан на переработку, говорит руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН Сергей Масленников:
"Кластер будет состоять из нескольких частей. Он будет служить портом для судов, привозящих рыбную продукцию к причалу. То есть это интермодальный комплекс, логистическая инфраструктура: с борта судна рыба пойдет в холодильник либо в центр глубокой переработки. А дальше ее будут перегружать на транспорт. Планируется, что кластер будет совмещен с таможенной зоной. Сейчас рыба большей частью идет на экспорт. Мы отдаем ту ренту, которая зарабатывается на переработке рыбы, иностранным государствам, а ведь это наши ресурсы. Естественно, что любое государство борется, чтобы эту ренту оставить у себя".
Экономическая потребность в создании рыбного кластера назрела давно. Он позволит решить сразу несколько важнейших проблем в российской рыбной отрасли. Это нехватка портовых мощностей, холодильных комплексов возле берега, которые позволят дольше хранить рыбу. Значительно прибавятся оборотные средства, которые на данный момент ограничены. Из-за недостатка свободных денег предприятия не могут закупать весь улов у рыбаков либо покупают его в долг. Не исключено, что на территории кластера могут создать рыбную биржу.
Но, самое главное, развитие переработки рыбы возле берега и грамотная логистика позволят поставлять дальневосточную рыбу в центральные и западные регионы России, говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
"У нас, с одной стороны, вылов 66 % всей рыбной продукции России, с другой - всего 3,5 % населения страны. Естественно, что мы не сможем на Дальнем Востоке потреблять всю продукцию, которая вылавливается в Дальневосточном бассейне. Возникает вопрос, куда ее реализовывать? Если посмотреть на внутренние рынки потребления, то все они находятся за 10 тысяч километров. Как раз кластерный подход к этому вопросу будет решением проблемы".
Появление большого объема дальневосточной рыбы на прилавках позволит сократить импорт, к качеству которого все чаще возникают претензии со стороны Роспотребнадзора. А морская продукция из России в азиатских странах считается самой экологичной. Она ценится куда больше, чем местная, и потребность в ней постоянно растет. Организованная ловля рыбы позволит нарастить экспорт, а также снизить затраты и время на транспортировку.
Строить кластер будут в рамках частно-государственного партнерства, где из бюджета будет выделена лишь четверть необходимых средств, а остальное - за счет инвесторов, в том числе иностранных. Поучаствовать в проекте будет интересно как раз тем, кто потребляет нашу рыбу, считает Сергей Масленников из Дальневосточного отделения РАН:
"В какие страны идут рыбные потоки? Они заходят в Японию, Китай и Южную Корею. Инвесторы именно из этих стран при создании достаточно выгодных условий инвестирования на российском берегу могут проинвестировать необходимую для создания кластера инфраструктуру. Но, естественно, что не всю. Дорожная, транспортная, энергетическая инфраструктуры будут лежать на государстве".
Предполагается, что работать в рамках кластера рыболовные компании смогут на льготных условиях. Какие именно послабления они получат, будет решено во время технико-экономического обоснования проекта, работа над которым начнется после презентации концепции. То есть в ближайшее время.