В нынешней нестабильности на развивающихся рынках многие винят Федеральную резервную систему США. Справедливы ли эти обвинения? Может, совет управляющих ФРС – это просто удобный "мальчик для битья"? Ведь упрекать ФРС куда проще, чем, например, Китай, сбавивший темпы из-за вполне обоснованных попыток правительства КНР сбалансировать экономику. Или Японию с ее "абэномикой", приведшей к ослаблению иены и усложнившей жизнь соседям. Особенно скоры на упреки политики самих развивающихся стран. Уж им точно проще обвинять ФРС в сворачивании программы количественного смягчения (QE), чем самих себя в неспособности быстро проводить экономические реформы.
Понятно, что не все обвинения в адрес ФРС безосновательны. Ввиду перспективы повышения ставок по гособлигациям США инвесторы теряют стимул вкладывать в экономику всех без исключения развивающихся стран. Нестабильность на развивающихся рынках была спровоцирована рядом факторов. Но самый ключевой из них – это, безусловно, сворачивание программы количественного смягчения.
Именно поэтому удивляет, что совет управляющих ФРС не учел, как его действия повлияют на развивающиеся рынки. Кроме того, он не принял во внимание тот факт, что нестабильность в развивающихся странах отразится на самих США. На эти страны приходится более трети мирового ВВП. В последние годы они задавали темп глобальной экономике. Поэтому ситуация в этих странах касается не только их одних: происходящие там события все сильнее влияют на США. И тем не менее, поясняя причины сворачивания QE, члены совета управляющих ФРС ни словом не обмолвились о том, какое влияние этот шаг окажет на развивающиеся рынки. Они даже не намекнули, что прекрасно осознают: монетарная политика Соединенных Штатов повлияет на ситуацию за их пределами.
Еще сильнее молчание ФРС удивляет, если вспомнить о двух событиях, которые недавно произошли в Вашингтоне. Первое – американский конгресс отказался утвердить реформирование квот в Международном валютном фонде. В случае успешного голосования финансовые обязательства Соединенных Штатов увеличились бы незначительно. Но изменение квот – часть более широкого соглашения, достигнутого на саммите лидеров стран "большой двадцатки" в Сеуле. Оно было направлено на упорядочивание ресурсов МВФ и усиление роли в нем развивающихся рынков.
Возникает вопрос: легитимна ли организация, в которой, с учетом ее непростой истории, доминируют всего несколько развитых государств. Лидеры развивающихся стран все реже обращаются к МВФ за консультациями и финансовой помощью. А это ставит под сомнение способность Фонда эффективно выполнять свои глобальные задачи.
Второе событие – решение сделать временные соглашения о предоставлении ликвидности через долларовые свопы постоянно действующими. Эти соглашения были заключены во время глобального финансового кризиса между Федеральной резервной системой, Европейским центральным банком и центробанками Канады, Великобритании, Швейцарии и Японии. Договоры о своп-линиях подтверждают то, насколько уникальна роль доллара на международных финансовых рынках: эти соглашения дают центробанкам возможность в случае необходимости предоставлять местным банкам экстренную помощь в американской валюте.
Все три вышеупомянутых события (сворачивание QE, блокирование реформы МВФ и продление договоров о долларовых свопах) свидетельствуют, что США приняли на себя функцию международного кредитора последней инстанции. Попросту говоря, теперь ФРС – единственный оставшийся источник долларовой ликвидности на случай критических ситуаций.
Загвоздка в том, что США готовы предоставлять доллары только немногим привилегированным странам. Своими заявлениями и действиями американские политики подчеркивают, что Соединенные Штаты отказываются брать на себя более широкую ответственность за стабильность мировой экономики.
Итак, что должен изменить в своей политике совет управляющих ФРС? Во-первых, нужно немедленно заключить постоянные соглашения о долларовых своп-линиях с такими странами, как Южная Корея, Чили, Мексика, Индия и Бразилия.
Во-вторых, представители ФРС должны изменить риторику и политику с учетом того, что их действия непропорционально сильно влияют на другие страны (а это затем отражается на экономике США). Означает ли это, что ФРС должна замедлить темпы сворачивания программы количественного смягчения? Да, безусловно.
Совет управляющих ФРС, возможно, не будет спешить с открытием дополнительных своп-линий. Во-первых, есть риск потерять на иностранной валюте. Во-вторых, могут возникнуть трения со странами, которым своп-линии не предложили. Со стороны конгресса, вероятно, зазвучат обвинения в том, что признав большую ответственность ФРС за состояние мировой экономики, члены совета превысили свои полномочия.
Если американских политиков действительно волнуют все вышеописанные глобальные проблемы, то единственный способ это доказать – ратифицировать реформу МВФ. Тогда ответственность за состояние мировой экономики будет нести тот, кому это положено – легитимная международная организация.
Барри Айхенгрин, Профессор экономики и политологии Калифорнийского университета
|