Экономисты бьют тревогу - от пропасти дефляционного падения цен страны Евросоюза отделяет буквально несколько шагов. Но глава Европейского Центробанка (ЕЦБ) Марио Драги заявил, что не видит угрозу дефляции и пока не будет торопиться с понижением учётных ставок
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард не так давно сказала: "Если инфляция - это добрый джинн, то дефляция - это дракон, с которым следует решительно сразиться".
Обесценивание денег, или инфляция – штука привычная для граждан любой страны. Все прекрасно знают, что покупка любого товара с течением времени неизбежно обходится во все большую сумму. Население этим недовольно, и правительства изобретают все новые и новые способы обуздания инфляции.
И вдруг объявился новый враг, сразиться с которым призывает МВФ. Дефляция, то есть повышение покупательной способности валюты, только на первый взгляд является благом для граждан. Да, вместо одной булки за те же деньги можно будет купить уже, скажем, две. Вот только производить товары в такой ситуации становится невыгодно, что ведет к свертыванию производства, росту безработицы и замедлению роста доходов.
Причиной для беспокойства является и то, что дефляция приводит к повышению реальных процентных ставок. А это сильно усложняет кредитование и возврат задолженности. Дефляция также вынуждает откладывать на будущее дорогостоящие покупки в надежде на снижение цены. Это, в свою очередь, может привести к превращению дефляции в спираль, когда негативные факторы подстегивают друг друга. Из-за падения цен снижается объем инвестиций. Это приводит к дополнительному падению спроса, что ещё больше стимулирует падение цен на товары и сокращение объёмов производства.
Экономика Японии, кстати, уже более 10 лет испытывается на прочность дефляционной спиралью. В стране наблюдается низкая степень уверенности потребителей, высокая безработица и экономическая депрессия. Повторять японский опыт в Европе явно не хотят и пристально следят за дефляционными тенденциями.
Опасения по поводу дефляции в Европе стали всё чаще появляться после публикации данных о замедлении роста потребительских цен в прошлом году. В декабре инфляция упала до 0,8% в годовом пересчете по сравнению с 0,9% месяцем ранее. При этом не видно оснований для смены тренда - в январе 2014 года инфляция составила лишь 0,7% относительно прошлогоднего января.
Примерить доспехи "дефляционного драконоборца", по всей видимости, придется именно главе ЕЦБ Марио Драги, в руках которого мощный механизм, вполне способный не допустить полной остановки роста цен. Судя по всему, европейский регулятор действительно готов предпринять чрезвычайные меры - от дальнейшего снижения основной ставки рефинансирования до реализации собственной программы количественного смягчения.
Пока ЕЦБ оставил ключевую ставку на прежнем рекордно низком уровне в 0,25%. При этом Марио Драги опроверг тезис о том, что низкая инфляция представляет собой фундаментальную проблему для экономики еврозоны и сказал, что общая тенденция лишь отражает "относительную корректировку цен" и не является твердым доказательством увеличения риска дефляции.
Решение не предпринимать каких-либо действий, добавил он, на самом деле обусловлено сложностью ситуации, а также необходимостью получения дополнительной информации. По его словам, еврозону ожидает продолжительный период низкой инфляции и риски, угрожающие экономическому росту в регионе, сохраняются. При этом Драги отметил, что ЕЦБ готов в случае необходимости задействовать все доступные ему инструменты.
Он также подтвердил, что инфляционные ожидания в еврозоне на среднесрочную и долгосрочную перспективу по-прежнему остаются в границах цели регулятора - близкими, но не превышающими 2%.
Аналитики Barclays ожидают очередного снижения основной ставки рефинансирования в феврале или марте. По их мнению, объем сокращения составит 15 базисных пунктов, при этом ключевая ставка кредитования упадет до рекордного минимума в 0,1%. Банк также прогнозирует снижение депозитной ставки на 10 базисных пунктов. Таким образом, депозитная ставка станет отрицательной впервые за всю историю еврозоны.
Впрочем, большинство аналитиков более осторожны и считают, что ЕЦБ, в отличие от ФРС США, скорее всего, не пойдет на решительные меры денежного стимулирования экономики. И хотя вероятность принятия мер монетарного стимулирования высока, объем его, по всей видимости, не будет очень большим.
Еврозоне предстоит достаточно длительный период низкой инфляции, но все-таки инфляции, а не дефляции. Экономика Евросоюза вышла из рецессии, она болеет, но, хотя и медленно, но выздоравливает. Почти наверняка ЕЦБ предпочтет терапевтические методы хирургическому вмешательству. То есть сохранение низких процентных ставок, но без дополнительного выкупа активов.
Впрочем, как говорится, во всем надо соблюдать чувство меры. В том числе и в соблюдении чувства меры.