Goldman Sachs и Deutsche Bank постепенно выходят из бизнеса, участие в котором никогда не афишировалось: оба финансовых конгломерата занимались торговыми поставками уранового сырья, известного как желтый кек (закись-окись урана), передает Reuters.
За последние четыре года запас радиоактивного сырья, принадлежащий обоим банкам, превысил общий запас Ирана, достигнув объема, достаточного для работы 20 стандартных АЭС (это весь атомно-энергетический сектор КНР) в течение года, или для создания 200 атомных бомб.
По мере нарастания критических настроений в адрес Уолл-стрит в связи с участием в торговле сырьем, а также в силу падения спроса после катастрофы АЭС "Фукусима", компании выставили принадлежащие им урановые запасы на продажу, но другие банки уже выстраиваются в очередь, чтобы занять их место. По данным британских властей и источников в ядерной индустрии, запасы уранового сырья, принадлежащего банкам, оцениваются в 5 тыс. т стоимостью более 400 млн долл.
Деятельность Уолл-стрит на урановом рынке демонстрирует, как далеко зашло вмешательство банков в сырьевую торговлю за последние 10 лет, пока длился бум сделок с природными ресурсами. Существуют обоснованные сомнения, следует ли позволять банкам торговать сырьем, играющим столь важную роль в мировой политике. Хотя мировая торговля ураном находится под контролем властей, спецслужб и МАГАТЭ, ни один компетентный орган не в состоянии проследить за каждой сделкой.
"Атомная промышленность десятилетиями ведет кампанию с целью приравнять торговлю ураном к прочим сырьевым сделкам, но она должна находиться под более строгим контролем", - считает профессор Мичиганского университета Габриэль Хехт.
На фоне растущего давления на ФРС со стороны Вашингтона с целью ограничить роль Уолл-стрит в сырьевой торговле, ряд банков, в том числе G.P.Morgan и Morgan Stanley, сообщили о планах продать все или часть своих сырьевых сделок, совершенных за последние полгода. В декабре 2013г. Deutsche Bank заявил о масштабном сворачивании активности на сырьевом рынке.
Между тем Goldman Sachs, по заявлениям руководства, не намерен расставаться со своим сырьевым подразделением J.Aron & Company, где многие из топ-менеджеров банка, в том числе генеральный директор Ллойд Бланкфейн, начинали карьеру. Пока неизвестно, почему Goldman Sachs решил выйти из уранового бизнеса.
История вопроса
Goldman Sachs и Deutsche Bank вышли на урановый рынок в 2009г., когда цены на сырье взлетели из-за сокращения поставок. Позже их активность возрастала, и совокупный объем урановых сделок с участием банков, по данным отраслевых источников, составил около трети всех урановых торгов на спотовом рынке.
Эти банки были не первыми финансовыми трейдерами, вышедшими на рынок радиоактивного сырья. Некоторые специализированные хедж-фонды начали скупать желтый кек еще в середине 2000-х годов, когда мир стоял на пороге так называемого ядерного ренессанса: считалось, что ядерная энергетика должна получить новый импульс к развитию в связи с попыткой международного сообщества сократить выброс парниковых газов.
В 2007г. цена на уран взлетела почти до 140 долл. за фунт. Всего за пять лет до этого она не превышала 20 долл. за фунт. Новый, более скромный, рост цен был зафиксирован в 2010г.: тогда сырье подорожало с 40 до 65 долл. за фунт. Некоторые потребители обвиняют фонды и банки в том, что они скупают сырье с целью добиться роста его стоимости, но основными причинами ценового бума все равно признается растущий спрос в сочетании с ограничением поставок.
NUFCOR Ltd. (Nuclear Fuels Corporation of South Africa Limited), подразделение Goldman Sachs, отвечающее за торговлю ураном, ведет свое начало со времен апартеида в ЮАР. В 1968г. группа частных золотодобывающих предприятий учредила торговую компанию с целью поставлять на рынок урановое сырье - побочный продукт добычи золота.
В 1975г. NUFCOR Ltd. заключила договор на поставку низкообогащенного урана шахскому режиму в Иране, положив начало спорной иранской ядерной программе. По условиям соглашения, компания обязалась поставить в Иран 2,4 тыс. т желтого кека, и в течение следующих лет страна получила 775 т сырья, пока исламская революция 1979г. не положила конец поставкам урана.
Повторное обсуждение возможности урановой сделки между Ираном и ЮАР произошло в 1984г.: тогда речь шла о закупке 1,485 тыс. т желтого кека, но правительство ЮАР в итоге запретило поставку. Девять лет спустя сырье, не попавшее в руки иранских властей, было продано нью-йоркской торговой компании, а деньги возвращены Тегерану.
Сделка между NUFCOR и шахским режимом была единственным подтвержденным случаем крупномасштабной легальной закупки ядерного сырья властями Ирана. Считается, что именно этот материал применяется в программе по обогащению урана, которую, по мнению международного сообщества во главе с США, нынешнее иранское правительство проводит с целью создания ядерного оружия. Кроме того, в стране ведется добыча уранового сырья в небольших количествах. Не исключена вероятность, что власти Ирана смогли закупить несколько дополнительных партий у неизвестных партнеров.
Пресс-секретарь иранской Организации по ядерной энергетике не комментирует подробности сделки с NUFCOR, но подчеркивает, что страна "тесно сотрудничает" с МАГАТЭ.
В 1998г. NUFCOR полностью перешла в собственность AngloGold Ashanti и FirstRand Bank, спустя 10 лет была продана американской компании Constellation Energy. Годом позже корпорация вошла в состав активов Goldman Sachs. В 2010-2012гг. AngloGold Ashanti поставляла NUFCOR около 600 т сырья в год.
Согласно документам британской Регистрационной палаты, в конце 2012г. запасы низкообогащенного урана, принадлежащие NUFCOR, оценивались в 232 млн долл. против 160 млн долл. годом ранее. По тем ценам объем запасов должен был составлять около 2,5 тыс. т. С тех пор, по данным отраслевых источников, объемы возросли.
Урановый бизнес Deutsche Bank был создан бывшим трейдером Lehman Brothers Роем Адамсом, который ранее управлял аналогичным подразделением прогоревшего американского банка. В декабре 2013г., после объявления об уходе с сырьевого рынка, Deutsche Bank начал предварительные переговоры с потенциальными претендентами на покупку уранового бизнеса.
В числе активов, предназначенных к продаже, торговый портфель, включая долгосрочные контракты с АЭС, а также запас низкообогащенного урана стоимостью около 200 млн долл., что в пересчете на текущую цену составляет около 2,6 тыс. т желтого кека.
Яра: может быть, уран уже закончился, а резаная бумага давно распродана? Скоро придется отвечать, а не хочется.
Яра
Читать полностью:http://top.rbc.ru/economics/12/02/2014/904613.shtml Источник: РБК.
Рейтинг публикации:
|