Развитие инфраструктуры в Арктике станет одним из приоритетов России. В этом году в регионе должно завершиться формирование российских воинских частей. Развертывание военного контингента - это не только вопрос национальной безопасности, но и решение экономических, коммуникационных и даже дипломатических проблем. Такую мысль выразили участники круглого стола "Арктика и интересы национальной безопасности", прошедшего в Москве
Эксперты утверждают, что изменения климата, сопровождающиеся таянием полярных льдов, предопределяют растущий интерес к региону со стороны всех приарктических государств. Например, США вслед за Россией тоже заявили об увеличении своего военного присутствия в Арктике. Российское и советское влияние здесь всегда считалось стратегически важным, подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации России по обороне и безопасности Николай Федоряк:
"В советские времена в Арктике был достаточно серьезный советский контингент. Преимущественно расположенные там войска защищали нас от возможного воздушного нападения противника. Не секрет, что все стратегические трассы бомбардировщиков США были проложены через Северный полюс. Сейчас возможности американцев по применению высокоточного оружия значительно выше, чем это было в 1970-х и 1980-х годах. Поэтому нам неизбежно нужно восстанавливать ту инфраструктуру, и даже делать ее на уровень выше, чтобы мы могли защитить свои национальные интересы. И если мы не сделаем это сейчас, то мы можем опоздать".
В западных СМИ уже появились обвинения в адрес России о стремлении милитаризировать регион. Это ничем не обоснованные предположения. Во-первых, стране не нужен большой военный контингент в Арктике, поскольку это просто не предполагает специфика военных действий там. Во-вторых, именно наличие российских военных объединений станет гарантией мира и стабильности в регионе, уверен заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Андрей Загорский:
"Главные темы для обеспечения безопасности России в Арктике связаны с восстановлением пограничного контроля, с созданием сил береговой охраны, созданием аварийно-спасательных центров. И здесь даже то, что делается в военном плане, вписывается в многофункциональную картину. Потому что даже те аэродромы, которые восстанавливаются, - они двойного назначения. Это часть стратегической инфраструктуры, которая может и будет использоваться в других целях. В том числе МЧС, пограничниками и другими службами. Главная составляющая обеспечения национальной безопасности в Арктике - это вопросы, касающиеся безопасности судоходства, реагирования на чрезвычайные ситуации, вероятность которых увеличивается по мере расширения экономической деятельности, и другие".
Помимо политической и военной составляющей присутствия России в Арктике есть еще экономический фактор. Сегодня через регион может пройти самый короткий и самый дешёвый коммуникационный путь, пояснил вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:
"Наша железнодорожная коммуникация имеет большую пропускную способность, но она уже стала недостаточной, чтобы обеспечить коммуникационный интерес между Евросоюзом и Юго-Восточной Азией, которая сейчас активно поднимается. Интерес к этому сегодня очень большой. Причем, здесь даже не принципиально - будет потепление или нет. Создание более мощного ледокольного флота позволит создать круглогодичную навигацию судов.
Разные страны мира рвутся в Арктический регион, об этом свидетельствует строительство Китаем своего ледокольного флота. А движение судов через сложный арктический бассейн без надлежащей поддержки ледовой разведки, без надлежащей поддержки поисково-спасательных средств, в принципе немыслимо".
В задачи будущего развития Арктики входит создание небольших аэродромов, портов, автомобильной и железнодорожной магистрали. Правда, полагают эксперты, на всё это уйдет не один год.