В числе основных тем для дискуссий на ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе - растущее неравенство доходов. По мнению ряда экспертов, это явление достигло опасного уровня
"Представителям бизнеса и политическим лидерам следует помнить на Всемирном экономическом форуме о том, что слишком во многих странах преимуществами роста пользуются слишком мало людей. Такой подход не может привести к стабильности и устойчивому развитию," - заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард накануне открытия Давосского форума в интервью британской газете The Financial Times.
Обнародованная международными экспертами сухая статистика действительно впечатляет. Согласно докладу неправительственной организации Oxfam, совокупное состояние 85 самых богатых людей мира из известного списка журнала Forbes составляет 1,7 трлн долларов. Это равно совокупному благосостоянию беднейшей половины мирового населения, к которой относятся свыше 3,5 млрд человек. Такого ужасающего неравенства современная экономика еще не знала.
В текущем году "сильные мира сего", вроде бы, озаботились данной проблемой. Пункт о разрыве доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения включен в повестку дня нынешнего Давосского форума в качестве одной из основных тем дискуссий. Докладчиком по ней выступает премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Он намерен начать решение проблемы со своей страны и, в частности, призывает японские компании повысить заработную плату своим сотрудникам.
Положения о необходимости создания и развития "креативной экономики", способной решать социальные проблемы, содержатся и в докладе президента Южной Кореи Пак Кын Хе. Однако проблема в том, что, согласно расчетам большинства экспертов, рост разрыва в доходах богатых и бедных особенно заметен в кризисные периоды мировой экономики – когда финансовые спекулянты и удачливые инвесторы приумножают свои состояния на фоне массовых увольнений, обесценивания сбережений, краха банков и сокращения социальных статей госбюджетов. А сейчас именно такой период.
Разумеется, отдельные паллиативные меры в конкретных условиях той или иной страны могут иметь эффект. В частности, на днях традиционно приверженное либеральным ценностям британское правительство было вынуждено призвать собственных предпринимателей поднять минимальный размер оплаты труда. Однако, с другой стороны, именно принципиальное нежелание Великобритании соглашаться на введение в Евросоюзе жестких мер бюджетно-финансового контроля во многом снижает эффективность антикризисных механизмов ЕС, блокирует централизацию его институтов и тем самым объективно подливает масла в огонь экономического кризиса с его пагубными социальными последствиями.
Однако главные сложности связаны даже не с конкретными странами, а носят системный характер. Корни растущего социального неравенства уходят еще в конец XX века, подчеркнул в беседе с "Голосом России" директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг:
"Дело в том, что Запад стал в 1950-70-е годы приличным обществом - так называемым "капитализмом с человеческим лицом" - благодаря борьбе с соперником в лице мировой социалистической системы. Впервые там велась борьба за то, чтобы хорошо было всем. А после того, как социалистическая система, СССР исчезли – выяснилось, что теперь лозунг опять: "Давай, назад - к Адаму Смиту!", к силам саморегулирования. А силы саморегулирования, как говорил еще Карл Маркс, ведут к тому, что на одном полюсе нищета, а на другом - богатство. Просто в нищете - многие, а богатства - всегда мало."
Отдельная тема в рамках рассматриваемой проблемы - оффшоры. Именно там размещаются, перекачиваются и приумножаются многие крупнейшие состояния. В последние годы ситуация в данной области вроде бы начала меняться к лучшему. В частности, соответствующие заморские территории той же Великобритании – в том числе Каймановы острова, Британские Виргинские острова, острова Мэн и Джерси – уже дали согласие на участие в автоматизированной системе обмена банковской информацией. Это означает, что они будут предоставлять данные о зарегистрированных у себя компаниях властям европейских стран.
Однако ликвидировать самую оффшорную систему в ближайшее время вряд ли удастся, отметил в беседе с "Голосом России" заведующий лабораторией анализа финансовых рынков Института анализа предприятий и рынков российской Высшей школы экономики Юрий Данилов. Он напомнил, что есть две основные категории оффшоров:
"Есть оффшоры, которыми пользуются для "оптимизации" налогообложения транснациональные корпорации и вообще крупные предприятия. Данные оффшоры, видимо, так или иначе будут существовать всегда. Они, вообще говоря, непобедимы. Но есть также оффшоры второго типа. Это оффшоры, которые используются физическими лицами, в том числе политиками, для увода денег в "темную" и "серую" юрисдикцию. Вот эту последнюю оффшорную практику, возможно, и удастся существенно сократить."
Впрочем, быть может, все не так плохо, как утверждает глава МВФ. Эксперты из "конкурирующей организации" в лице Всемирного банка, наоборот, убеждены, что в мире за последние 30 лет происходит неуклонное снижение так называемой "экстремальной" бедности. Под этим показателем понимают число людей, живущих менее чем на 1,25 доллара в день. По данным Всемирного банка, в 2010 году меньше, чем на 1,25 доллара в день в мире жили 1,2 млрд человек, в то время как за три десятилетия до этого таковых было почти два миллиарда.
Эксперты Всемирного банка подсчитали, что для полного исправления ситуации необходимы ежегодные инвестиции порядка 200 млрд долларов. Это всего лишь 0,25% мирового валового внутреннего продукта и малая часть тех сумм, которые спрятаны в тех же оффшорах. Британская газета The Guardian со ссылкой на свои финансовые источники оценивает оффшорные счета в 32 трлн долларов. Однако вряд ли эти деньги удастся изъять даже по Давосскому счету.