За последние 20 лет Россия успешно прошла все этапы становления в качестве демократической державы с быстрорастущей экономикой. Осталось сделать последний шаг - правящая элита должна впустить в свои ряды представителей других социальных групп из бизнес-ассоциаций. Пока она не готова это сделать, а бизнес не готов этого потребовать, о чем говорит отсутствие политической конкуренции и сохраняющееся давление силовиков
Москва. 21 января. FINMARKET.RU Нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт совместно со своими американскими коллегами Барри Вайнгастом и Джоном Уоллисом несколько лет назад выдвинул универсальную политическую теорию: все государства основаны на насилии элиты над обществом ради получения ренты, и только развитые общества начинают противостоять этому насилию, делегируя представителей своих интересов в правящую элиту. Так страна становится развитой демократией с быстрыми темпами экономического роста. Андрей Яковлев, Антон Соболев и Антон Казун из Высшей школы экономики проанализировали историю современной Россиис точки зрения этой теории и выяснили, что все этапы становления развитой демократии у нас уже пройдены. Остался последний и самый сложный: бизнес-ассоциации должны стать представителями интересов широких групп населения и установить контроль за правящей элитой. Пока силовики и чиновники активно сопротивляются появлению таких институтов лоббизма, но конец их гегемонии уже близок. Государство - это рента Теория государства по Норту, Уоллису и Вайнгасту такова:
Изначально государство - это группа влиятельных граждан, составляющая элиту общества, которая либо насильно отбирает заработанное другими, либо получает компенсацию за неприменение насилия. Ключевым механизмом поддержания социальной и политической стабильности является создание и распределение ренты.
При ее сокращении либо начинается насильственный отъем нажитого у граждан, либо элита пытается решить проблемы общества так, чтобы оно производило больше ренты. Если уровень насилия растет, граждане перестают вкладывать свой труд или капитал в производство, так как его результат все равно отнимет элита. Так государство лишается устойчивого экономического роста, а элита - роста ренты.
В итоге социальное и экономическое развитие государства происходит только тогда, когда узкий элитный круг постепенно расширяется за счет новых участников, что обеспечивает стабильность и переход от традиционного общества к обществу “открытого доступа” с устойчивым экономическим ростом и защитой прав личности.
Это переход происходит только тогда, когда элита уважает закон, а в стране существуют бизнес-ассоциации и партии, которые контролируют аппарат насилия - полицию, прокуратуру, следствие, налоговые органы, суды. Это и есть механизмы политического контроля, которые обеспечивают коллективную безопасность.
Подробнее о теории Норта, Уоллиса и Вайнгаста можно прочитать здесь. Элитная Россия Ученые проанализировали историю России и выяснили, что она является ярчайшим примером развития государства по теории Норта и соавторов: 1 этап - сокращение ренты и насилие со стороны государства
В 1990-е годы силовое давление на бизнес носило массовый характер, а права собственности не соблюдались ни участниками рынка, ни государством. Даже крупные компании, в первую очередь нефтяные, не были заинтересованы в коллективных действиях для защиты своих прав.
2 этап - отсутствие насилия при достаточном объеме ренты
В начале 2000-х годов институты государства начали постепенно возрождаться, а бизнес и чиновники начали диалог.
В результате был принят налоговый кодекс, который не только повысил собираемость налогов, но и обеспечил лучшую защиту прав собственности.
Тогда же была создана четверка "групп по интересам" – РСПП в нынешнем виде (представитель интересов крупного бизнеса), “Деловая Россия” (средние компании), ОПОРА России (малый бизнес) и ТПП (внешнеэкономические связи).
Причиной того, что бизнесу и власти удалось договориться было то, что рента начала увеличиваться из-за экономического роста, и ее хватало на всех. 3 этап - конец экономического роста и всплеск насилия
С ростом цен на нефть объем ренты от контроля над добычей природных ресурсов стал превышать ренту от общего экономического роста. Плюс ко всему после централизации власти и подавления региональной элиты необходимость в переговорах с бизнесом отпала.
Силовики получили возможность использовать институты государственного принуждения в своих частных целях. «Дело ЮКОСа» стало неформальным сигналом для представителей средних и нижних этажей в вертикали власти об изменении отношения к бизнесу.
Затем последовали «дела Евросеть-Моторола», когда таможенники незаконно изъяли 167 500 мобильных телефонов на сумму около $17 млн, и “дело химиков” о принуждении владельцев ряда средних химических компаний к нелегальному сотрудничеству с офицерами ФСКН в поставках полуфабрикатов для производства наркотических веществ.
В большинстве случаев владельцы российских компаний в этот период предпочитали решать проблему путем неформальных переговоров – уплачивая отступные или отдавая часть своего бизнеса “вымогателям в погонах”, так как зачастую сами работали на “сером” рынке. Государство же считало такие прецеденты “отдельными случаями”, так как не имело нужды в иностранных инвестициях. Бурный экономический рост и без них обеспечивался высокими ценами на нефть. 4 этап - кризис и рост насилия Затем наступил мировой экономический кризис, и доходы российских компаний сократились. Соответственно, уменьшились их возможности выплачивать «отступные» силовикам. Элита ответила на сокращение ренты насилием (смерть Сергея Магнитского, рост числа "экономических дел" в судах). Попытки бизнес-ассоциаций ослабить нажим элиты потерпели неудачу. Бизнес пытался предложить правящей элите новый источник ренты (вместо сократившегося нефтегазового) в обмен на гарантии прав собственности и безопасность работы – доходы от экономического роста. Однако результатов этой сделки в виде снижения коррупции не наблюдается. Однопартийность порождает коррупцию По теории Норта, именно создание бизнес-ассоциаций, которые будут выражать интересы широких социальных групп и следить за соблюдением всеми “правил игры”, позволит Россия перейти к “открытому” обществу. Однако Андрей Говорун из Высшей школы экономики, Израэль Маркес из Колумбийского университета и Уильям Пайл из Миддлбери-колледжа выяснили, что власть может (и способна) мешать развитию этих организаций и институтов лоббизма, а значит и переходу России на более высокий уровень политического и экономического развития.
Экономисты провели анализ результатов двух обследований: первый - обзор 1013 компаний из десяти секторов в 61 регионе России конца 2010 года, второй - опрос менеджеров 315 бизнес-ассоциаций о том, какие каналы они используют для лоббирования и заинтересованы ли государственные чиновники на региональном уровне в обсуждении законов с бизнесом.
Для оценки политической конкуренции был использован Индекс демократии из проекта регионального мониторинга Московского центра Карнеги с 2005 по 2009 год. Он отражает конкуренцию на региональных выборах и степень политического плюрализма, а также уровень развития гражданского общества.
Как показал анализ, показатель эффективного числа партий в регионе положительно связан с использованием бизнес-ассоциаций для лоббирования. Это означает, что в тех регионах, где политическая конкуренция выше, фирмы будут использовать именно бизнес-ассоциации для переговоров с властью. Отсутствие конкуренции (доминирование одной партии во властных структурах региона) вынуждает договариваться напрямую с губернатором или депутатами (что порождает коррупцию).
Власти более "демократических" регионов с широким партийным представительством действительно интересуются мнением наиболее крупных и влиятельных бизнес-ассоциаций.
Доминирование “Единой России” на выборах в регионе отрицательно сказывается на активности лоббистов из ассоциаций. Желание вступать в ассоциации в таких регионах у компаний ниже, так как они работают по прямым контактам с силовиками и чиновниками.
Таким образом, власть не заинтересована в создании легального института лоббизма и в контактах с бизнес-ассоциациями, а в регионах, где власть монополизирована одной партией, ассоциации не нужны самому бизнесу.
Андрей Яковлев также указывает на то, что “силовики”, являющиеся важной частью “правящей коалиции” и увеличившие влияние после массовых политических протестов 2011–2012 гг., объективно не заинтересованы в появлении публичных механизмов контроля за своей деятельностью. В этих условиях одна, даже крупная и влиятельная предпринимательская организация, оказывается не в состоянии отражать давление “силовиков”. Устойчивое экономическое развитие возможно только при условии появления коллективных механизмов контроля над аппаратом насилия.
Владислав Корочкин, первый вице-президент “ОПОРы России” "Причина того, что предприниматели часто не хотят объединяться, в том, что они привыкли договариваться индивидуально со всеми органами. Это связано не столько с уровнем демократии в регионе, сколько с коррупцией, которая стала системной проблемой. Она воспринимается уже как нечто должное, привычное и понятное. То, что выходит за рамки привычек, всегда вызывает неприятие и непонимание того, как это будет функционировать. Мы сейчас начинаем понимать, что бизнес-климат и инвестиционный климат - совершенно разные вещи в России. Действующий бизнес погружен во все коррупционные связи, индивидуальные договоренности. Он сам способствует закрытию локальных рынков для конкурентов с помощью административных ресурсов. Более острая политическая борьба и меньшая управляемость рынка при помощи административных ресурсов способствовала бы объединению бизнес-сообществ. Но, с другой стороны, уже существует некий круг [бизнесменов], который объединен вокруг нынешней власти. Они как раз полностью всем довольны. И они достаточно эффективно используют административный ресурс. В России лоббизм в понимании продвижения своих интересов в органах власти для принятия решений какими-то прозрачными способами отсутствует. Он предполагает систему правил, ценностей, более широкого определения коррупции, внутреннего лоббизма. Они начинают появляться, но до стройной системы еще далеко". Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России» "У малого, крупного и среднего бизнеса принципиально разные интересы, по крайней мере в той конфигурации, которая сложилась в России.
Крупный и сверхкрупный бизнес мотивирован к вывозу сырья и продуктов первичной переработки. Их основные мотивы - в снижении НДПИ, экспортных пошлин и других налогов, связанных с внешней торговлей.
Малый бизнес заинтересован в введении льготных режимов налогообложения, различных бюрократических и прочих послаблений.
Средний бизнес находится между ними, и с одной стороны не имеет льгот малого бизнеса, а с другой - не имеет внешнеэкономических сырьевых потоков. У него другие интересы.
Все три блока, очевидно, имеют мотивы к консолидации. Многие из существующих организаций имеют свои региональные отделения - РСПП, ТПП, Деловая Россия. Так что бизнес уже отчасти сгруппирован по территории страны. И даже когда много партий в регионе, это не повод для бизнесменов, чтобы показывать себя в политических процессах. Бизнесмены в поддержку левых или правых обычно не высказываются открыто. Даже за рубежом бизнес помогает тем или иным партиям тихо, а если помогает громко, то это больше предпочтение не компании, а ее бенефециаров. Очень часто они финансируют разные партии одновременно на всякий случай. С этой точки зрения весьма спорно, что наличие нескольких партий позитивно влияет на образование бизнес-ассоциаций. Институт лоббизма в целом в России не развит. Есть отдельные законы, которые затрагивают некоторые сферы, но общего закона, целостного, качественного законодательства о лоббизме нет. Поэтому действовать он вынужден полулегально, если не сказать, подпольно".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #3 написал: Ostbfc (22 января 2014 21:35) Статус: |
Ребята предлагают модель власти корпоратократии, а-ля США. Только это никакая не демократия, как показывает практика. Власть сама по себе это насилие. Почитайте "Демон власти" О. Маркеева
» #2 написал: werter999_999 (22 января 2014 19:26) Статус: |
С правами собственности проблемка. После 17 года любая крупная собственность в России не является честно нажитой.Ибо каждое более менее крупное состояние легитимно лишь в том случае если наживалось несколько поколений.Особо большие состояния не могут отмыть даже столетия Рокфелеры, Ротшильды, Барухи и тд. тому пример.
» #1 написал: KostasKA (22 января 2014 17:40) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 372
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 15
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 219
Рейтинг поста: