Минэкономразвития подготовило "Концепцию первоочередных мер социально-экономического развития" (есть у "Ведомостей"). Меры могут быть реализованы правительством в 2014-2015 гг. и будут стимулировать экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе, обещает министр экономразвития Алексей Улюкаев в сопроводительном письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Предыдущий план Минэкономразвития, представленный летом, предполагал в основном разные формы бюджетной и кредитной поддержки: продление льгот по страховым взносам малому бизнесу (исполнено), расширение его доступа к госзаказу (исполнено), кредитование малых и средних предприятий за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ), использование средств этого же фонда на инфраструктурные проекты (исполнено: выделено 300 млрд руб.), ограничение роста тарифов естественных монополий (исполнено), субсидирование автопрома (исполнено: выделено 270 млрд руб. до 2016 г.), а также деофшоризация бизнеса (исполняется) и совершенствование "дорожных карт" по упрощению госрегулирования. Пока эти меры не помогли, оценивал помощник президента Андрей Белоусов: "Ускорения не видим".
Разрыв между высокими издержками предприятий (из-за укрепления рубля, быстрого роста зарплат и цен монополий) и низкой производительностью (из-за недостатка инвестиций) вкупе с недоразвитостью конкуренции и институтов ведет к затуханию роста и формирует риски длительной стагнации, предупреждает Минэкономразвития и предлагает поддерживать конкурентоспособность несырьевой продукции, инвестиционную активность предприятий и человеческий капитал, именно эти факторы станут основными драйверами экономики в условиях прекращения роста цен на нефть.
Чтобы эти факторы заработали, необходимы сокращение ценового давления монополий с последующей частичной демонополизацией этого сектора, упрощение госрегулирования бизнеса, гибкий рынок труда, пересмотр практики антимонопольного регулирования, поддержка несырьевого экспорта.
Из пунктов, требующих финансовой поддержки государства, в новую концепцию перешло кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств ФНБ. Минфин по-прежнему категорически против.
В новом плане Минэкономразвития предлагает, напротив, несколько способов экономии бюджетных средств. Например, путем развития накопительной пенсионной системы, повышения эффективности госрасходов, сокращения штатов и государственного имущества (см. статью на стр. 04).
В России экономический рост минувших 13 лет только усилил институциональное отставание: качество госуправления в России соответствует уровню стран, где ВВП на душу населения вчетверо ниже, сравнивает Минэкономразвития. Из-за давления регуляторов малый и средний бизнес уходит в тень, занятость растет только в государственном и теневом секторах. Минэкономразвития предлагает для вывода малого бизнеса из тени налоговые (двухлетние каникулы для новой компании) и регулятивные (запрет на проверки) меры.
Чтобы сдержать рост тарифов монополий, надо сокращать их издержки, советует Минэкономразвития (см. статью на стр. 12), сейчас даже руководство этих компаний не представляет, где именно в них генерируется прибыль, а где — убытки. Для решения инфраструктурных проблем — развивать государственно-частное партнерство.
Отдельная глава посвящена антимонопольному регулированию. Имея самый большой в мире штат и почти самый маленький бюджет, ФАС заводит слишком много дел (например, по злоупотреблению доминирующим положением — в 161 раз больше, чем в США, и в 74 раза больше, чем в Германии), рассматривает их слишком быстро и крайне формально, а пользы никакой. Необходимо существенно снизить, пишет Минэкономразвития, риск сделаться объектом внимания ФАС, для чего нужно исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), разрешить внезапные внеплановые проверки только при наличии судебной санкции, а деятельность ФАС оценивать по состоянию конкуренции и благосостоянию потребителей.
Качество регулирования невозможно без его стабильности, а в России только на федеральном уровне за 10 лет принято 180 000 нормативных актов. Необходимо жесткое правило: при принятии каждого нового требования, сопровождающегося издержками для бизнеса, отменять два, предлагает Минэкономразвития.
Новый план должен начаться с анализа, почему не сработал предыдущий, полагает сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян, а результатов нет по двум причинам: первая — не все проблемы можно решить за счет бюджетных денег, нужно повышать эффективность институтов; вторая — слишком мало времени прошло. План должен давать ответ — почему выгодно инвестировать в Россию, считает Данилов-Данильян, если ответа нет, меры бессмысленны.
Есть теоретическое желание изменить экономику, создав систему управления ею, но на практике все делается вручную, пример — пенсионная реформа, рассуждает Владимир Тихомиров из ФК "Открытие", или обещают больше свободы бизнесу, а на деле расширяют полномочия силовиков. Негативные сигналы перечеркивают все позитивные, резюмирует Тихомиров: "Замедление экономики вызвано не только исчерпанием прежних факторов роста и т. п. — оно связано с общим настроением бизнеса".
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
Ещё одна налоговая лазейка для российского "бизнес вундеркинда", с возможностю многу-многу лет уходить от налогов. Подобный подход с налоговыми каникулами, становится актуальным при абсолютной прозрачности финансовой системы, что возможно лишь при условии возвращение этой системы под крышу Государства. При теперешних условиях перерегистрацией компании как вновь созданной можно заниматься до бесконечности, открывая новые компании на родственников, итд, заблаговременно выводя накопленный капитал за два года, на нужные счета. Заплатил 13 % со всего капитала и открывай новую компании с новыми налоговыми каникулами, это ж не 60-70 драконовских процентов налогов, которые платят сегодня предприниматели от чего и вынуждены избегать "белых зарплат".
--------------------