Министр энергетики Ирака Абдель Карим Луайби заявил, что "из-за нелегальных поставок нефти в Турцию из Северного Ирака Багдад может подать иск против Турции". На это заявление быстро отреагировал министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Он квалифицировал слова своего иракского коллеги как "ошибка в произношении". Возможно, так оно и есть. Но только лишь об "ошибке в произношении" идет речь?
Официальный Багдад на самых разных уровнях заявляет, что независимые сделки по экспорту курдской нефти являются незаконными и только соответствующие государственные ведомства обладают таким правом. Анкара знает об этом изначально, но ее стремление закрепить позиции на энергетическом рынке курдской автономии в Ираке в обход Багдада выглядят выглядят весьма настойчиво.
Правда, министр Йылдыз уточняет: во-первых, Ирак будет получать в сто раз больше прибыли за прокачку нефти через Турцию, чем сама Турция. По его словам, если, например, Турция получит от Ирака за трансфер нефти 1 доллар, то Ирак получит 100 долларов. Но только сейчас он призвал Центральное правительство Ирака и курдскую автономию Ирака "самим обо всем договориться".
Как известно, в середине ноября Турция и Курдская автономия Ирака достигли договоренности по проектам в нефтегазовой сфере, согласно которым нефть из Северного Ирака будет поступать в страны Европы через Турцию. Багдад выступил против. Тем не менее, Эрбиль объявил, что в конце января он готов запустить трубопровод, через который будет прокачиваться нефть в Турцию. Поэтому заявление министра Йылдыза о том, что "Турция никогда не будет заниматься внеправовыми операциями", выглядит неубедительно. Создается скандальная ситуация. Тем более, что ранее Анкара, Багдад и Эрбиль уже имели договоренность о создании трёхстороннего комитета по вопросам экспорта иракской нефти через Турцию. Но дальше слов на этом направлении дело пока не идет.
Между тем, турецкие СМИ сообщили, что Багдад может отказаться от планов строительства пяти новых нефтепроводов в Турцию. Национальная нефтяная компания Ирака приступила к интенсивному изучению возможности организации поставок сырой нефти на мировой рынок через Сирию и Израиль в обход Турции. Речь идет о строительстве и модернизации транзитных нефтепроводов до границы с Сирией с выходом к морским терминалам в портах Латакия и Тартус. Но реализация такого проекта во многом зависит от обстановки в Сирии и результатов проведения конференции "Женева-2" в Швейцарии. И, судя по всему, это длительный процесс.
Второй вариант выглядит более реалистично. Он предусматривает прокладку новой сети до Израиля через Иорданию. Не следует исключать, что через Ирак может быть проложен и один из маршрутов поставки на мировой рынок иранских энергоресурсов.
Конечно, для Турции, потребности в энергоресурсах которой почти на 90% удовлетворяются за счет экспорта, такой ход событий воспринимается чувствительно и болезненно. Тем более, что она стремится не только получать нефть и газ из Азербайджана, Ирана и Ирака, но и объединить эти энергетические потоки с Трансанатолийским трубопроводом (TANAP). Вот почему, считают многие авторитетные аналитики, Анкара должна как можно быстрее договариваться с Багдадом, чтобы не упустить ситуацию и не лишиться транзита нефти.