Как полагают эксперты, вопрос создания газового консорциума РФ и Украины - один из самых трудных в двухсторонних отношениях - может быть решен уже в этом году. Создание консорциума исключит возникновение новых газовых войн и перебоев в транзите газа в Европу, а также позволит модернизировать украинскую газотранспортную систему
Создание совместного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой на слуху уже несколько лет. Но за это время стороны не смогли договориться. Украина требовала пересмотра контракта на поставку газа и вхождения в консорциум европейских компаний. С последним "Газпром" согласиться не мог: это делало проект рискованным и нерентабельным для газового гиганта.
В свое время о возможном участии в управлении украинской ГТС заявляла и Еврокомиссия. Однако при этом обещала предоставить лишь 10 процентов от необходимых для модернизации системы средств и только в кредит.
В декабре "Газпром" предоставил 30-процентную скидку на газ. Это позволило Киеву уже в январе полностью отказаться от реверсных поставок дорогого голубого топлива из Венгрии и Польши. Сейчас Киев и Москва возобновили переговоры, и есть все шансы, что они придут к компромиссу, полагает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов:
"Эта тема обсуждается давно, уже больше 10 лет. Но после того, как была предоставлена существенная скидка на газ для Украины, стало понятно, что следующим шагом должна стать передача каких-то активов "Газпрому" в обмен на это. Сейчас Киев стал говорить о том, что готов рассматривать этот вариант и что европейцев там может и не быть. Это было достаточно очевидно, потому что европейцы не сделали ничего для Украины – нет ни денег, ни дешевого газа. Поэтому все идет ожидаемыми темпами. И, скорее всего, в этом году уже будет что-то подписано".
Единственная европейская компания, которая ранее рассматривала возможность присоединения к консорциуму, - давний партнер "Газпрома" немецкая E.On. Но она пока готова лишь наблюдать за процессом его создания, считает Сергей Правосудов:
"Европейская сторона может присоединиться позже. На начальном этапе, скорее всего, это будет российско-украинский консорциум. Схема понятна: одна сторона владеет трубой, другая - поставляет стране газ и транспортирует его по этой трубе. Что там делать другим компаниям, которые покупают газ в Европе, на данный момент представить сложно".
Создание консорциума решит сразу несколько проблем. Украина получит большие инвестиции на модернизацию ГТС, которая остро нуждается в ремонте. К тому же консорциум с "Газпромом" гарантирует заполняемость трубы и ее безубыточную работу после 2015 года. Тогда Россия запустит "Южный поток", по которому газ пойдет в Европу в обход стран-транзитеров. Причем мощность трубопровода позволяет и вовсе отказаться от услуг посредников, что оставило бы трубу пустой, а Украину - без денег за транзит. Впрочем "Газпром" может оставить украинскую ГТС для транспортировки газа, но для этого ему нужны гарантии бесперебойного транзита, отмечает начальник отдела аналитических исследований инвестиционной группы "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров:
"Смысл этого консорциума главным образом состоит в том, чтобы у "Газпрома" был полный контроль над работой ГТС, контроль над экспортом газа в западном направлении. Отдельная тема - это распределение газа на Украине, и здесь финансовая выгода для "Газпрома" не столь однозначна. Тем не менее в случае восстановления украинской экономики этот рынок может быть привлекательным".
Создание консорциума позволит закрепить более низкие контрактные цены на газ для Украины, что сделает безубыточной его продажу населению и предприятиям, а следовательно – окажет существенную помощь украинской экономике.