Успешная работа новых транспортных маршрутов, соединяющих Китай, Центральную Азию, Россию и Европу, несомненно послужит сильным толчком к формированию экономической полосы Шелкового пути. Такое мнение Синьхуа высказали китайские эксперты.
За последние годы китайские города Ухань (пров. Хубэй, Центральный Китай) Чэнду (пров. Сычуань, Юго-Западный Китай), Чжэнчжоу (пров. Хэнань) открыли прямые трансграничные железнодорожные ветки грузовых перевозок в Европу. Первая из них была запущена в 2011 году. Она берет начало в Чунцине (Юго-Западный Китай), пересекает территории Казахстана, России, Беларуси, Польши и заканчивается в городе Дуйсбург (Германия).
28 ноября из города Сиань (пров. Шэньси, Северо-Западный Китай) в Алматы отправился международный грузовой железнодорожный поезд.
Развитие транспортной сети связанно, прежде всего, с выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином инициативой по созданию экономической полосы Шелкового пути, отметил ответственный секретарь Научно-исследовательского центра по вопросам ШОС при Академии общественных наук Китая Сунь Чжуанчжи.
Для создания новой модели сотрудничества председатель КНР, выступая с речью в Назарбаев университете в ходе своего визита в Казахстан в сентябре 2013 года, предложил общими усилиями сформировать экономическую полосу Шелкового пути. Си Цзиньпин подчеркнул, что это поможет укрепить экономические связи, углубить сотрудничество и расширить потенциал развития стран Евразии. Одним из конкретных направлений расширения сфер взаимодействия и полномасштабного сотрудничества в регионе Си Цзиньпин назвал строительство единой транспортной сети.
Активизация инфраструктурного строительства является предпосылкой и основой создания экономической полосы Шелкового пути. Это также и необходимое условие для укрепления экономических связей между Китаем, странами Центральной Азии и Европой, сказал Сунь Чжуанчжи.
Как сообщил пресс-представитель Министерства коммерции КНР Шэнь Даньян, в 2012 году общий товарооборот Китая со странами, находящимися в экономической полосе Шелкового пути, составил $549,5 млрд. или 14,2% от суммарного объема внешней торговли страны за тот же год. Нефинансовые прямые инвестиции Китая в экономику этих стран составили 3,5$ млрд. (4,5% от национального показателя).
Динамично развивается торгово-экономическое сотрудничество Китая с пятью странами Центральной Азии. Если в 1992 году объем торговли Китая с этими странами составлял $460 млн., в 2012 году показатель вырос до $45,94 млрд. За это время Китай стал крупнейшим торговым партнером Казахстана и Туркменистана, вторым крупнейшим торговым партнером Узбекистана и Кыргызстана, третьим - Таджикистана.
Благодаря транспортному коридору «Китай-Европа» укрепляются отношения между Китаем и странами Центральной Азии, повышается эффективность и надежность грузовых перевозок между Китаем и Европой. Это имеет большое значение для обеспечения энергетической безопасности Китая, отметил Сунь Чжуанчжи.
Транспортный коридор «Китай-Европа» проходит через российские районы, которые экономически не очень развиты, считает он. В связи с этим открытие этого коридора также благоприятствует сбалансированному экономическому развитию регионов России.
Открытие новых транспортных маршрутов «Китай-Европа» в рамках экономической полосы Шелкового пути предоставляют внутриконтинентальным странам Центральной Азии не только выход к морю, но и новые шансы для развития их экономики, считает эксперт Китайского института исследований международных проблем Чэнь Юйжун.
«С другой стороны надо отметить, что для обеспечения успешной работы новых транспортных маршрутов все заинтересованные страны должны прилагать совместные усилия», - подчеркнула Чэнь Юйжун.