Существует ли скрытый ритм в тысячелетних отношениях золота и серебра? Многие столетия 16 унций (унция = 31,1 г) серебра обладали покупательной способностью одной унции золота. Эта пропорция установилась благодаря фундаментальным отношениям спроса и предложения, но также была и попыткой стабилизировать ситуацию.
Какие виды этой пропорции существуют сегодня? Во-первых, это отношение цен золота и серебра в любой бумажной валюте. (На 24.06.2010 это соотношение в $ равняется 67. – Ред.). Это нестабильное отношение: за последние сто лет оно колебалось от 100 до 15.
Огромное количество сделок с драгоценными металлами проходит под эгидой Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA). Так, в ноябре 2009 года было проведено сделок с 81 млн. унций серебра и 21,5 млн. унций золота, что дает пропорцию в 3,77.
Как очевидно, обе эти пропорции далеки от традиционного числа 16. Но далее ситуация прояснится.
На складе американской биржи COMEX соотношение серебра и золота равнялось 12,24. (данные на начало августа 2006 года. - Ред.). Оно было бы ближе к 16, если бы не отток металла в хранилища серебряного ETF. Соотношение падало с отметки 17,8 в начале января 2006 г. и будет продолжать падать, приближаясь к старому показателю.
Тем временем контракты на поставку бумажного золота в отчетах CFTC (Комиссии по торговле товарными фьючерсами) на 25.07.2006 показывали открытый интерес в размере 97,539 контрактов на серебро по 5 тыс. унций каждый и 315,635 контрактов на золото по 100 унций каждый. В результате получаем 15,45, то есть еще ближе к старому показателю.
Популярный сайт по продаже электронного золота www.goldmoney.com хранит для своих клиентов 176,620 унций золота и 2,666,445 унций серебра (на август 2006 года. - Ред.), что дает нам соотношение в 15,1. Возможно, старое значение остается в силе и просто прячется?
Американский монетный двор чеканит золотых и серебряных орлов уже 20 лет. В 2005 году им было использовано 444,574 унций золота для производства всех видов монет. Для серебряных монет было использовано 8,891,025 белого металла. Отношение здесь составило 19,999. Возможно, монетный двор хотел добиться 20 или это простое совпадение? У монетного двора этот показатель непостоянен, перед наступлением 2000 года он упал до 3,6 по мере того как продажи золотых монет выросли.
Измерять это соотношение по данным интернет-аукциона eBay не представляется возможным из-за большого разброса в количестве предлагаемых монет.
Как обстоят дела с теми депозитами, которые все еще под землей? По данным последнего American Geological Survey (Американского Геологического Обзора), известные резервы золота по всему миру насчитывают 40 тыс. тонн, а резервы в стадии предварительной оценки – 90 тыс. тонн. Для серебра эти показатели – 270 и 570 тыс. тонн соответственно. Отношение серебра к золоту здесь равняется 6,43 и 6,33. Почему наземные и подземные показатели так отличаются?
В 2005 году в мире было произведено около 2,450 тонн золота и 20,300 тонн серебра (отношение 8,29). Если производственное отношение больше, чем отношение геологическое, это означает, что серебро достается из земли быстрее, чем золото. График ниже показывает историческое отношение производства золота и серебра с 1990 года, обратите внимание, что оно было близко к монетарному отношению (16), прежде чем начать постепенное снижение.
Оказывается, полезно посмотреть на сто лет назад. Взглянув на отношение всего когда-либо добытого золота и серебра, мы получим 152 тыс. и 1,336 тыс. тонн соответственно, что дает нам 8,8, что близко к производственному отношению.
Однако в 1900 году это отношение равнялось 14,9, и за последние сто лет мы получаем следующее кумулятивное отношение.
Было время, когда уровень добычи (как кумулятивный, так и ежегодный) соответствовал монетарному соотношению. Было ли это следствием человеческого вмешательства или ограничением природы? Что приводит нас к главной мысли статьи: тенденция серебра и золота приближаться к показателю 16 существует, она несовершенна, но прослеживается.
Две загадки – это, во-первых, почему геологическое отношение в два раза меньше человеческого, а во-вторых, почему текущее отношение цены еще больше отличается от прошлого).
Мы предполагаем, что когда золото и серебро «движутся», как в случае с резервами LBMA и показателями добычи, отношение низкое. Однако, когда эти металлы «статичны» в хранилищах или бумажной форме, отношение ближе к традиционной отметке. Золото и серебро, хранящиеся в таких формах, более «монетарны».
Помимо возможного истощения геологических резервов, еще одна причина, по которой геологические пропорции могут быть ниже, чем в прошлом, лежит в изменении профиля использования золота и серебра. Со времен Второй мировой войны эти металлы реже используются в качестве монет, но у них появились новые области применения.
Меняющаяся динамика спроса заставила производственные пропорции упасть с монетарного на «товарно-ориентированный» уровень. Конечно, монетарный компонент остается, но сдвиг к промышленному применению серебра очевиден. В случае золота монетарный компонент еще более выражен, хотя спрос на ювелирные изделия – это самый значительный фактор.
Так, может быть, «правильная», с учетом геологических и горнорудных реалий, цена серебра должна быть более ста долларов?
Правда в том, что цену устанавливает рынок. Если отношение 15 к 1 столь явно прослеживается в статистике складских запасов и фьючерсах, не является ли это «естественным» уровнем?
Важнее всего не количество золота или серебра в обороте на LBMA или COMEX, а то, сколько люди готовы платить за эти металлы. В этой связи я вспоминаю свою статью о рынке редкоземельного металла иридия, уровень добычи которого – всего несколько тонн в год. Несмотря на это, он стоит $400 за унцию (31,1 г), или на 38% дешевле золота, которое добывают тысячами тонн.
Почему иридий не значительно дороже золота? Он же более редкий? Очевидно, что не только редкость, но и полезность и сферы использования определяют цену. Золото обладает множеством достоинств, которые толкают его цену ввысь, а иридий используется только для отвердения кончиков стержней шариковых ручек.
Поэтому, хотя серебро лишь в шесть или восемь раз более обильно, чем золото, его цена в 70 раз ниже. Однако, когда страх системного краха на финансовых рынках будет сильнее, полезность серебра в качестве убежища вырастет и появится новый спрос. Когда это случится, отношение вернется к 15, как это и произошло в 1970-х гг.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
У англичан есть такая присказка: "О чём бы люди не говорили, они всегда говорят о деньгах".
Естественно, у англосаксов "деньги взор застили", и уже не одно их поколение так и живет.
Но нам-то негоже на островитян равняться: "У России собственная гордость - на деньжища смотрим свысока".
Почему? Уже приходилось разбирать мировую финансовую ситуацию в материале "Деньги против людей".
Либо остаёмся Людьми, либо подчиняемся деньгам, которые, по определению, сами люди и создали для собственных нужд...
Вообще вопрос о силе "Золотого тельца" обсуждается с незапамятных времен:
My Webpage