РИА Новости, миниатюра "Взимание дани князем Святославом Игоревичем" из Радзивилловской летописи. XV век.
Президент Путин потребовал вернуть прибыль и налоги российских компаний из офшоров в казну. Ослушникам грозит отлучение от льгот и любых других мер господдержки. Не исключено, что от отечественных пользователей офшоров потребуют вернуть в страну всю прибыль, полученную за счет налоговой оптимизации за последние 10 лет
Москва. 12 декабря. FINMARKET.RU - Зарегистрированные в офшорах компании, принадлежащие российским бенефициарам, должны платить налоги в российский бюджет. "Нужно продумать систему, как эти деньги изъять", - поставил задачу президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Среди возможных санкций президент перечислил отлучение от господдержки, включая кредиты Внешэкономбанка и госгарантии, от участия в конкурсах по госзакупкам и от контрактов с госструктурами и госкомпаниями. "Хочешь пользоваться льготами, господдержкой – регистрируйся в российской юрисдикции", - резюмировал президент. Эксперты называют предложения президента по деофшоризации "конкретными", но сомневаются, что все будет работать так, как задумано. Одни не верят, что из новых жестких правил не будет исключений, другие считают, что бизнес найдет способы обойти новые барьеры. Александр Захаров, партнер консалтинговой компании Paragon Advice Group"У нас возникает новая действительность, в которую никто не верил. С учетом проблем с формированием доходной части бюджета, ближайшие годы окажутся жесткими для российского бизнеса. Давление будет достаточно серьезное. Видимо, президента не удовлетворили результаты обсуждения темы деофшоризации, поднятой в прошлогоднем послании.
Cкорее всего, будет поддержана инициатива Минфина по введению корпоративного налогового резидентства юридических лиц.
Речь идет о том, чтобы на все иностранные юридические лица - офшорные или неофшорные - если будет доказано, что бенефициары или лица, принимающие в них решения, из России, возложить обязанность по уплате налогов именно в России. Такой подход становится общемировой практикой, и Великобритания в этом отношении впереди планеты всей.
В зависимости от размеров неуплаченных налогов будут применяться соответствующие санкции, предлагаемые Следственным комитетом. Начиная от административной до уголовной - за уклонение от уплаты налогов.
Скорее всего, в законодательство будут внесены изменения, которые позволят привлекать такие компании к ответственности за неисполнение новых правил налогообложения. У нас глубина налоговой проверки - три года.
Несмотря на то, что изменения в УК не имеют обратной силы, если примут изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, следователи получат возможность распространить привлечение к уголовной ответственности до десяти лет.
Перед компаниями, пользующимися иностранными юрисдикциями будет две перспективы: либо заплатить все, что было не уплачено, и легализовать свои структуры (то есть, перевести их в Россию или сделать структуру владельцев прозрачной и платить налоги здесь), или от всего здесь избавляться и уезжать. Возможно, потребуется налоговая амнистия капиталов. В качестве добросовестного примера возврата управления в Россию часто приводится господин Прохоров. Но уверен, что будут способы такого структурирования бизнеса, чтобы он был легальным даже с использованием иностранных структур. Выход будет найден". Борис Хейфец, Институт экономики РАН"Предложения президента заслуживают внимания, они более конкретные, чем то, что рассматривалось ранее, но не носят системного характера. Не понятно, как они будут воплощаться в жизнь. Многое можно было сделать и до этого, но всегда возникает потребность в исключениях для отдельных граждан, которые занимаются агрессивной минимизацией налогообложения через офшоры. Посмотрите, кому достались деньги резервных фондов в кризис 2008-2009 годов. Тогда после наступления массовых маржин-колов под угрозой распродажи оказались акции стратегических российских компаний. Государство их спасло, перекредитовав. Недавно на совещании у премьера обсуждались варианты помощи трем крупнейшим металлургическим компаниям, которые пользуются агрессивными схемами оптимизации налогообложения. Им была обещана поддержка - и финансовая, и в консервации предприятий, которые они закрывают в России. Поддержка государства может быть и не прямой. Например, за счет бюджета строится дорога к шахте, которая принадлежит офшорной компании. Или, госкомпании сдают своим офшорным трейдерам такой высоколиквидный товар, как нефть, в кредит, на большую сумму, получая оплату только через какое-то время. Это тоже поддержка. Эти способы помочь не упомянуты президентом, но они могут быть более существенными, чем прямые кредиты и госгарантии.
Сложно организовать уплату налогов в России. Попытки сделаны в обновленных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Это в русле предложений Минфина, который считает, что все работающие в России компании должны платить налоги здесь, а потом при необходимости излишне уплаченные средства по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут возвращаться, по типу возврата НДС. Это очень сложный механизм.
Более понятной была бы полная отмена льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения компаний, которые не в российской юрисдикции, то есть перенести центр тяжести налогообложения в Россию. А определенные льготы можно было бы предоставлять отдельным регионам, зонам, а лучше отраслям.
Другой системной мерой мог бы стать институт национальной компании с двумя главными признаками: регистрация в России и уплата здесь всех налогов. Офшорники часто говорят, что минимизация налогов для них не самое главное, более важна защита права собственности, более удобные правовые формы сделок. Это все оставить. Но налоги платить в России.
Ослабить роль офшоров можно, но полностью избавиться от них - очень сложно. Однако международное сообщество будет этого добиваться: похожие меры принимаются и в США (Foreign Account Tax Compliance Act), и в Европе. Очень важна моральная оценка роли офшоров. Их использование в западных странах становится просто неприличным. Компании, использующие их, стесняются об этом говорить. У нас же это в порядке вещей". Ольга Анчишкина, директор Международного института развития контрактных отношений Российского университета Дружбы народов "Чтобы принять участие в конкурсе на госзаказ, все компании должны принести выписки о регистрации - налоговой, банковской - в России, об юридическом адресе. Они должны принести справки об отсутствии у них налоговой задолженности, что они не находятся в стадии банкротства, например. Так что они все российские. Поэтому, когда иностранцы хотят принять участие в наших госзакупках, они организуют совместные предприятия. Зарубежные компании заходят к нам на торги по госзакупкам через дилеров. В этом есть даже определенная проблема. Например, иностранные компании не могут напрямую принимать участие в тендерах по дорожному строительству. Они входят в консорциумы, которые регистрируются здесь. А разобраться в структуре собственности - очень сложно. Мы до конца не знаем всех собственников, бенефициаров, даже Сбербанка". Евгений Красавин, руководитель направления "Госзакупки" консалтинговой компании МЦФЭР "На сегодняшний день все компании, вне зависимости от того, где зарегистрированы их материнские компании, могут участвовать в госзакупках. Если появится предложенное президентом ограничение, то энное количество поставщиков уйдет с этого рынка. Есть крупные зарубежные компании, которые не имеют даже представительств в России. Соответственно, они тоже не смогут участвовать в конкурсах напрямую. Конкуренция на рынке госзакупок снизится.
С вступлением в силу с 1 января 2014 года нового закона о контрактной системе в нем вновь появится норма о ценовых преимуществах для отечественных производителей: они должны будут признаны победителями тендера, если их цена не более чем на 15% выше цены, предложенной зарубежным производителем.
Скорее всего, будет указан порог по размеру госзакупки, выше которого зарегистрированные в офшорах компании не будут допущены к торгам: скорее всего 100 млн или 1 млрд руб. Ограничивать доступ к закупкам канцтоваров не имеет смысла.
Возможно, будет определена максимальная доля, которая должна быть у иностранных владельцев в компании, чтобы закрыть ей участие в конкурсах: 50%, 40%, 25%.
Проблема в том, что проверка информации о собственниках участников торгов будет лежать на заказчиках. У них нет возможности проверить все предоставленные участниками документы. Бывает, только через 10-15 рук становится ясно, кто реальный владелец компании. Например, сейчас к торгам по госзакупкам не должны допускаться компании, в руководстве которых есть ранее судимые лица. Но соответствующей единой базы нет. Хотя возможно она появится".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+