Яйца осенью подвели россиян. Они слишком подорожали, что поставило перед гражданами и чиновниками вопрос: «Почему?»

Ситуация предельно ясна лишь на первый взгляд. Несмотря на аргументы птицефабрик в пользу повышения цен – удорожание кормов и рост долгов предприятий за коммунальные услуги, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не нашла экономического основания для повышения цен на яйца и другие продукты питания. В ФАС высказали подозрение, что на рынке существует «сговор среди розничных сетей». Эта мысль еще раньше пошла гулять по народным местам.

Объяснить рост цен сговором проще всего. Но это ничего не объясняет. Почему сговор возник именно по поводу куриных яиц, а не норковых шуб или других товаров, давно продающихся со скидками? Отчего он обошел курицу, мясо кроликов или уток?

Согласно наблюдениям Росстата, куриные яйца поднялись в цене за август – октябрь 2013 года на 35%. Средняя по России цена десятка яиц в октябре 2013 года достигла 50,53 рубля. Но в ряде регионов этот продукт подскочил до 75 рублей, хотя дефицита его нигде не было отмечено. Однако, вне зависимости от того, был на рынке сговор или нет, для повышения цен должны были сложиться условия – в сторону куриных яиц должен был сместиться массовый спрос.

Яйца – дешевый источник протеинов. В 1990-е годы для многих семей они были едва ли не единственным доступным белковым продуктом. Их обожали жарить с картошкой, выращенной на своих огородах. Это было народное блюдо, популярность которого определялась бедностью.

Печально признавать это, но куриные яйца осенью стали лидером по росту цен среди продовольственных товаров в России из-за проблем в экономике. Снижение темпов роста в 2012 году при оттоке инвестиций за 2013 год сумело перейти в едва улавливаемый статистикой спад. Он более всего виден по снижению спроса на автомобили и его почти полному провалу на рынке недвижимости больших городов, особенно Москвы. Либеральные экономисты уже успели обвинить «средний класс» в излишней склонности к сбережениям, а разного рода компании завалили россиян рекламными предложениями.

Плохие экономические показатели – не абстракция. Они очень конкретны, если оценивать их влияние на жизнь людей. Денег у них стало меньше, а целый ряд расходов только увеличился. Во многих регионах начались сокращения если не персонала, то заработной платы. Даже в Москве стали случаться задержки в выплате зарплаты там, где их не было уже очень давно. В строительном секторе и связанных с ним производствах это выглядит естественным, если учесть умирание рынка недвижимости.

Снижение уровня жизни – вот что выдают яичные спекуляции. Был сговор или нет, был он локальным или охватил всю страну – все это не особенно важно для понимания новой ситуации. Кошельки потребителей возвращаются в состояние кризиса. И то, что процесс в 2013 году шел активно, выдают не одни куриные яйца, но и куриное мясо.

Курица за осень почти не поднялась в цене. Она не подорожала вместе с яйцами, что было бы характерным сигналом снижения уровня жизни при почти неизменном положении цен на говядину. Но куры предали яйцо, они не приняли участие в традиционном коллективном забеге цен. Это, при известных сигналах из экономики, можно трактовать как тревожный знак.

Вслед за квартирами, автомобилями, шубами из лис и куниц будут еще снижаться продажи многих простых, повседневно нужных товаров. И будут сокращаться продажи многих «деликатесов», раз уж их приходится заменять яйцами. Зато спрос на них и, конечно, на майонез вырастет.

Чиновники отчаянно пытаются пресечь спекуляции яйцами, и это может получиться. Цены даже могут упасть, а производство – вырасти. Однако это не изменит негативной тенденции в экономике, породившей яичный «феномен» этой осени. Здесь нужны совсем другие рецепты.

Источник