В преддверии саммита Восточного Партнерства в Вильнюсе пиарщики европейской интеграции продолжают рекламировать "выгоды", которые страны постсоветского пространства якобы получат от ассоциации с Евросоюзом. Особое место в сборниках мифов о райской жизни в ЕС занимают рассказы о том, что Европа поможет Украине, Молдавии и другим странам обрести энергетическую независимость от Москвы
Если посмотреть на ситуацию восточноевропейских членов Евросоюза, то вырисовывается совсем другая картина. Обещания энергетической независимости на практике превращаются в "энергетическую удавку".
Отношение ЕС к экономическим интересам своих "младших" партнеров легко оценить, исходя из того, что европейские власти сделали с их энергетикой. Классический пример - Прибалтика, которая превратилась в импортера дорогой европейской электроэнергии после того, как Брюссель заставил Литву закрыть Игналинскую АЭС.
Европейские и киевские политики любят рассказывать о том, как Евросоюз будет "подтягивать" Украину к европейским стандартам, однако на практике получается, что никакого "подтягивания" не будет, так как европейцам не выгодно создавать себе конкурентов, а вот использование административных рычагов для их устранения является очень прибыльной и хорошо отработанной практикой. Игналинская АЭС - не единственный пример бескомпромиссно эгоистичной политики ЕС в энергетической сфере. Судя по тому, что контроль украинской атомной энергетики после подписания договора об ассоциации с ЕС полностью переходит в руки европейского агентства "Евроатом", её ожидает полное уничтожение.
Анализ политики ЕС в энергетической сфере можно анализировать на примере таких стран как Болгария, Румыния и Польша. ЕС создает условия для включения энергетических систем своих партнеров в свою систему, что, с одной стороны, открывает возможности экспорта электроэнергии, но с другой стороны, обуславливает резкий скачок вверх внутренних цен, что ведет в потере рентабельности промышленных производств и деиндустриализации. В случае Украины у ЕС может быть еще один побудительный мотив: синхронизация украинской энергетической системы с европейской энергетической системой означает "отсечение" от системы России, что, с точки зрения Брюсселя, будет несомненным плюсом. А для того, чтобы Украина не смогла административными мерами сохранять внутренние цены на электроэнергию на низком уровне, у Брюсселя есть верный союзник в лице МВФ.
Румынский опыт переговоров с МВФ указывает на одну интересную закономерность. Брюссель и МВФ выдвигают очень похожие требования: энергетику приватизировать, а цены либерализовать, то есть довести до уровня европейских. Очевидно, что МВФ в тандеме с ЕС легко добиваются своих целей, особенно в переговорах со странами, у которых есть финансовые сложности. Получается, что вместо обещанной энергетической независимости и помощи в достижении "европейских стандартов", ЕС накидывает на шею слабых экономик "энергетическую удавку": АЭС закрываются, дешевая электроэнергия уходит на экспорт в Европу, а внутренние цены для населения и промышленности поднимаются до европейских. Стоит ли Украине добровольно уничтожать свой энергетический сектор и одно из немногих конкурентных преимуществ украинской экономики - вопрос риторический.