Поскольку этот журнал посвящен деньгам, одной из важных тем является настойчивое стремление властей различных стран добиться полного исключения из жизни людей наличного денежного обращения. Вряд ли этого удастся когда-нибудь добиться, так как в случае полного запрета наличного денежного обращения люди неизбежно начнут использовать для наличных расчетов либо иные товары, либо суррогаты. Исторически на протяжении столетий основой денежного обращения были драгоценные металлы – золото и серебро, поэтому в современном постиндустриальном мире именно их современные власти рассматривают в качестве основных противников ныне существующей и используемой схемы с необеспеченной бумажной валютой. В периоды серьезных потрясений или отсутствия возможностей для использования классических денег общество использовало в их качестве такие товары как сигареты, водку, консервы, патроны и тому подобное. Сейчас, по официальным заявлениям, кризиса то ли совсем нет, то ли он вроде как и есть, но он и не кризис вовсе, а так… что-то непонятное, вот только предприятия по всему миру закрываются, и безработица растет, а так все нормально. Поэтому американская полиция оказалась в тупике, когда по стране прокатилась волна краж, причем воровали не что-нибудь, а хорошо известное средство для стирки «Tide».
Когда количество таких случаев и арестованных по фактам краж «Тайда» стало превышать разумные пределы, полиция задумалась над тем, зачем ворам нужно такое количество «Тайда»? Такая бутылка «Тайда» в американских магазинах обычно стоит более 20 американских дензнаков, поэтому волна воровства была вначале совершенно непонятной. Оказалось, что моющее средство использовалось не для приготовления какой-то новой разновидности очередной наркотической дряни, а, в частности, непосредственно для расчетов за них. Бутылки «Тайда» стали де-факто уличными деньгами. За 150-унцовую бутылку «Тайда» можно было получить либо 5 американских дензнаков, либо «крэка» на 10 американских дензнаков. В определенных местах «Тайд» стали открыто называть «жидким золотом».
Благодаря своим свойствам, узнаваемости и спросу со стороны значительной части участников рынка именно моющее средство «Тайд», а не сигареты или спиртное, стал частично выполнять роль наличных денег в ведущей стране западного мира, чья валюта является также по совместительству и мировой резервной валютой.
Маловероятно, что маркетологи фирмы Procter&Gamble, производящей «Тайд», используют словосочетание «Жидкое золото» в рекламе «Тайда», однако этот пример показателен по нескольким причинам. По мере сокращения использования наличности в повседневном обращении люди начинают восполнять потребность в ней за счет других товаров. В отличие от бумажной ничем необеспеченной валюты это не некие эфемерные обязательства, а реальный товар, обладающий определенными потребительскими свойствами. Его использование в обычной жизни полностью законно, но если он будет вдруг по тем или иным причинам запрещен, то вместо него начнут использовать что-то иное, но вполне соответствующее требуемым характеристикам. Поэтому сама идея запретить наличные расчеты и полностью поставить под контроль расчеты безналичные при всей своей привлекательности в условиях рыночной экономики обречена на провал. Практически реализовать такую идею можно лишь в одном случае: когда в принципе не будет товаров. Никаких. Такое в принципе возможно, но хочется надеяться, что маловероятно.
В завершение же этой заметки хочется отметить, что война между обеспеченными деньгами и необеспеченными валютами продолжается, и окончательная победа будет именно за деньгами. А что именно будет использоваться в этом качестве – золото, серебро, бутылка водки или «Тайда» - в конечном итоге не так уж и важно. Просто вероятность того, что это будут драгоценные металлы, выше по сравнению со всеми иными товарами в силу их качеств и исторических традиций.
источник Источник: goldenfront.ru.
Рейтинг публикации:
|