За последние 20 лет из России в офшоры было перемещено от 800 млрд до 1 трлн долларов. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, бывший аудитор Счётной палаты Сергей Рябухин.

Как напомнил чиновник, 21 ноября в Совете Федерации планируется проведение парламентских слушаний по деофшоризации российской экономики. По его заявлению, этот шаг является важным в разработке законодательного обеспечения процесса возвращения капиталов из офшоров в российскую юрисдикцию. Кроме того, необходимо понять, что сделано профильными ведомствами для выполнения поручений президента России Владимиром Путиным. По результатам слушаний планируется внести предложения по изменениям в Налоговый, Бюджетный и Уголовный кодексы РФ.

Рябухин настаивает на необходимости скорейшей доработки некоторых законодательных норм, регулирующих правоотношения бизнеса и государства. «В частности, речь идёт о поправках, усиливающих ответственность за уклонение от уплаты налогов», — отметил чиновник РИА «Новости».

Кроме того, Рябухин напомнил, что на данном пути уже сделаны первые шаги: парламент одобрил поправки о 30-процентном налоге на дивиденды компаний, если они не раскрыли данные о своих бенефициарах. Однако чиновник считает, что «нам одновременно с кнутом необходимо применять и пряник, предложив стимулы для возвращения капитала в страну, и предприниматели должны понять и осознать, что возвращение под налоговую юрисдикцию России в конечном итоге для них будет значительно выгоднее и положительно скажется на ведении бизнеса».

На данный момент в Совфеде уже работает специальная группа, созданная для выработки решения различных проблем, связанных с деофшоризацией, а также для оптимизации вопроса сбалансированности региональных бюджетов в связи с действиями крупнейших налогоплательщиков, передаёт «Интерфакс». Как отмечает сенатор, «эти налогоплательщики используют предоставленные им по закону преимущества, но при этом не спешат возвращать свои капиталы, и в результате с внесением поправок в законодательство, которые направлены на стимулирование процесса деофшоризации, такие крупные компании получили двойную выгоду, а 44 субъекта сразу потеряли в доходах, и эта ситуация нетерпимая, и она должна быть урегулирована. Бюджеты регионов не должны страдать из-за этого».

Если в Россию вернётся хотя бы часть денежных средств, которые сейчас выведены в офшоры, это даст экономике триллионы рублей, что, по мнению Рябухина, позволит облегчить долговую нагрузку субъектов, которая сегодня составляет более 1,5 трлн рублей.

Напомним: летом текущего года Владимир Путин заявил, что Россия готовит проект по борьбе с выводом средств из страны в офшоры. Его разработкой занимаются Росфинмониторинг, Минэкономразвития и Минфин.

Экономист, научный руководитель проекта «Неокономика» Олег Григорьев в комментарии «Однако» высказал мнение, что основная ошибка отечественных законодателей заключается в том, что они относятся к офшорам не как к экономическому инструменту, а как к непререкаемому злу, которое следует пресечь:

— Вопрос с выводом средств из России заключён не в офшорах. Если люди хотят выводить деньги из страны, они будут это делать. Дешевле и проще делать это через офшоры. Но если мы закроем офшоры, мы не ликвидируем мотивы, по которым выводятся деньги из экономики. Потому что деньги должны работать, деньги должны зарабатывать деньги. Если нет возможности это делать внутри страны, их всё равно будут выводить. Ну, они будут выводиться не в офшор, ну, мы что-то потеряем на выводе денег, но это будет происходить. Необходимо ликвидировать причину вывода денег. Это первый момент.

Второй момент: когда говорят «деофшоризация» — это тоже, на самом деле, палка о двух концах. Потому что у нас, с одной стороны, куча денег выводится в офшоры, это мы видим. С другой стороны, не называется другая цифра: сумма инвестиций из офшоров в нашу экономику. Она достаточно большая. Кипр, например, долго лидировал в числе инвесторов в нашу экономику.

Когда люди выводят деньги на Кипр, а потом вкладывают их сюда, тут тоже есть два мотива: первый — это действие другого права. Когда деньги числятся как иностранные инвестиции, их значительно труднее отобрать. То есть, бизнес в нашей стране использует офшоры потому, что опасается, что внутри страны у него отберут деньги. Если он не будет опасаться, мотив исчезнет. Второй — вновь связан с действием другого права. Многие сложно структурированные сделки по российскому праву просто невозможно провести. Поэтому многие сделки приходится структурировать по другому праву, например, по английскому, чтобы обеспечить им надёжную юридическую защиту.

Для того чтобы проводить такого рода сделки, надо развивать нашу судебную систему, менять гражданское право и так далее.

Те меры, которые планируется предпринять в рамках реализации проекта по деофшоризации российского капитала, возможно, и будут работать. Но чтобы это произошло, к офшору надо относиться именно как к инструменту. Это не цель, не задача, не мотив. Есть система мотивов, которые заставляют обращаться к этому инструменту. Если его ликвидировать или закрыть к нему доступ, люди будут обращаться к другим инструментам. Сейчас все паникуют, слово «офшор» стало страшным, а надо менять мотивацию.

Предложение Медведева о том, чтобы сделать офшорную зону на Дальнем Востоке, я даже не знаю, как оценить. Не понятны ни цели, ни задачи, ни что мы будем с ней делать. Она нужна, чтобы контролировать потоки капитала, но сама суть офшора в том, что там ничего не контролируется. Возможно, так и удалось бы кого-то обмануть, но, скорей всего, только самих себя.