Правительство может определиться с возможными вариантами реформирования Россельхозбанка (РСХБ) уже в этом году. Об этом заявил Аркадий Дворкович, вице-премьер правительства страны.

Правда, единого понимания того, как именно будет реформироваться банк, пока что нет. «Мы ещё обсуждаем разные варианты. Есть поручение через несколько недель доложить премьер-министру, а потом президенту о том, какие есть дополнительные возможные решения. Их как минимум два, но раскрывать детали я сейчас не хочу», — подчеркнул Аркадий Дворкович.

Несмотря на заявление чиновника, «дополнительные возможные решения» — секрет Полишинеля, поскольку в этом году все они были озвучены неоднократно.

Началось всё с письма на имя президента страны Владимира Путина, с которым ещё в апреле этого года обратился Дмитрий Патрушев, руководитель РСХБ. В документе подчёркивалось, что правительство должно исключить госбанк из программы приватизации. Взамен Патрушев предлагал проработать возможность создания на основе РСХБ института развития агропромышленного комплекса в форме государственной корпорации.

Объяснение простое — приватизированный (фактически частный) банк сосредоточился бы исключительно на коммерческой составляющей бизнеса, то есть на извлечении как можно большей прибыли, а отнюдь не на поддержке сельского хозяйства.

По подсчётам РСХБ, за счёт приватизации приток средств в одну из самых проблемных отраслей сократился бы на 150 млрд рублей в год, а ставки по кредитам селу выросли на 2–3 процентных пункта — до рыночных значений. Также новые собственники, по мнению Дмитрия Патрушева, занялись бы оптимизацией (читай — сокращением) филиальной сети. В итоге более четырёх миллионов человек лишились бы возможности получения кредитов, при том что сегодня лишь РСХБ предоставляет займы на такие, например, цели, как газификация домов или приобретение скота.

Правительство прислушалось к доводам — Россельхозбанк был исключён из приватизационной программы, несмотря на то, что к 2016 году государство, владеющее сегодня 100% акций банка, планировало полностью выйти из его капитала. Возможно, свою роль сыграли и негативные оценки экспертного сообщества, которое настаивало на том, что данный актив не заинтересует частных инвесторов. Ранее планировалось, что за 25% акций РСХБ бюджет сможет выручить порядка 55 млрд рублей, однако финансовые показатели банка не оставляют простора для оптимизма. Так, чистая прибыль банка по итогам прошлого года (рассчитанная в соответствии с международными стандартами) составила 144 млн рублей. Для сравнения — аналогичные показатели для Сбербанка и группы ВТБ составили 347,9 и 90,6 млрд рублей соответственно.

То есть РСХБ может похвастать разве что безубыточностью, да и то лишь за счёт постоянных бюджетных вливаний. За последние пять лет государство довнесло в капитал банка свыше 106 млрд рублей. В этом году руководство РСХБ просило на докапитализацию ещё 40–60 млрд рублей, но этот вопрос пока остаётся открытым. Аркадий Дворкович в этой связи лишь туманно пояснил, что «в рамках подготовки бюджета ко второму чтению будут приняты некоторые решения».

Справедливости ради подчеркнём, что необходимость в столь существенных бюджетных расходах вызвана особым положением РСХБ, как основного кредитора такого проблемного сектора экономики, как сельское хозяйство. Несмотря на то, что госбанк активно развивается в сторону универсализма, он по-прежнему удерживает лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса. Так, за последние пять лет госбанком было выдано кредитов на 2,6 триллиона рублей, из которых 75% пришлось как раз на агропромышленную отрасль (в том числе около 1,7 триллиона — в рамках государственной программы развития сельского хозяйства.) При этом доля РСХБ в кредитовании личных подсобных хозяйств составляет 74%. Также на кредитный институт приходится сразу три четверти кредитного финансирования весенне-полевых работ, а в 18 регионах страны этот показатель доходит до 100 процентов.

По понятным причинам многие кредиты, предоставляемые аграриям, неизбежно попадают в разряд проблемных, а то и безнадёжных. Например, недавнее наводнение на Дальнем Востоке страны привело к тому, что сельхозпроизводители, потерявшие урожай, оказались не в состоянии расплатиться с кредитами. РСХБ был вынужден пролонгировать существующие займы. Случай этот — далеко не единичный. Аналитики агентства Fitch относят к проблемным сразу 25% кредитного портфеля банка. Необходимость создавать резервы под возможные потери по ссудам оказывает сильное давление на капитал банка, требуя постоянной докапитализации.

Именно поэтому очевидным решением в сложившейся ситуации (учитывая отмену планов по приватизации банка) является реорганизация РСХБ в госкорпорацию. Это автоматически выведет её из-под юрисдикции Центробанка, то есть отменит необходимость соответствия нормативным требованиям регулятора и, как следствие, решит вопрос с постоянными бюджетными вливаниями. При этом не исключён вариант разделения существующего банка на две части — собственно универсальный банк, который останется в статусе кредитной организации (и может быть в дальнейшем приватизирован), и институт развития сельского хозяйства в статусе госкорпорации.

Однако в этом соломоновом решении кроется и главная проблема. Начать с того, что статус кредитной организации позволяет добиться максимальной прозрачности: контроль со стороны регулятора рынка, необходимость проведения и публикации результатов независимого аудита и независимых же рейтинговых агентств и так далее. В этом отношении госкорпорация представляется гораздо более закрытой и бюрократизированной организацией. Во-вторых, РСХБ призван решать не только задачи государственного субсидирования сельхозпроизводителей (с этим уже успешно справляется другой институт развития — ВЭБ), но и добиваться успешности именно коммерческого взаимодействия с аграрным сектором. То есть, решившись на реформу Россельхозбанка, государство может потерять последний специализированный банк, получив взамен лишь некое агентство по распределению бюджетных дотаций.