Страны Персидского залива планомерно скупают активы крупнейших западных компаний. Инвесторы из государств арабского мира не просто пользуются благоприятной конъюнктурой – они создают на территории других стран устойчивые финансово-производственные структуры. В Европе это уже вызывает беспокойство. Некоторые аналитики и пресса заговорили о целенаправленной экономической экспансии арабских стран на Запад
"Новая арабская империя" - так назвали статью в испанской La Vanguardia. Данные, собранные изданием, действительно впечатляют. Так, Катару принадлежат башня Shard и всемирный торговый центр Harrods в Лондоне. Вдобавок Доха контролирует французский информационный гигант Lagardère и легендарную американскую ювелирную марку Tiffany, немецкие фирмы Volkswagen-Porsche и Siemens. Объединенным Арабским Эмиратам принадлежит 100 % испанской нефтяной компании Cepsa, они партнеры таких фирм, как General Electric, Airbus и Boeing. Кувейт приобрел европейскую штаб-квартиру Bank of America, вкладывает средства в крупнейший градостроительный проект Hudson Yards в Нью-Йорке. Кроме того, эти страны практически берут под свой контроль мировой футбол.
Строительство Hudson Yards в Нью-Йорке. Фото: AFP
Власти государств Персидского залива заявляют, что между ними жестокая конкуренция. И поэтому, когда, к примеру, Катар объявляет о каком-то грандиозном проекте, та же Саудовская Аравия просто должна ответить чем-то не менее грандиозным – ну, вы понимаете, это же Восток. Скорее всего, власти эти как раз по-восточному лукавят: в последнее время в их действиях больше прослеживается не конкуренция, а удивительная согласованность (хотя бы во время событий "арабской весны"). Тем не менее об экспансии речи пока не идет, считает директор Центра политических систем факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова Василий Кузнецов.
"Есть, конечно, идеи роста влияния в международной экономике и международной политике. Определенную сложность здесь представляет то, что политика государств Персидского залива во многом формируется субъективно. В этих монархиях внешнеполитическая стратегия вырабатывается очень узким кругом лиц за закрытыми дверями. Это повышает политическую непредсказуемость, некоторые риски. Речь может идти - чисто теоретически - об идее восстановления некоего единства арабского мира. Но эти идеи вынашиваются не собственно политическими элитами, а определенными группами".
Фото: EPA
Надо сказать, что далеко не все разделяют такой взгляд на ситуацию. Чем, как не экспансией, назвать огромные финансовые вливания арабских стран в европейские и американские строительные, промышленные и банковские проекты? А наиболее заметна эта экспансия в двух отраслях: воздушный транспорт и футбол. Как отмечает экономист и историк Оливия Ороско из Центра изучения арабского мира, Персидский залив превращается в перевалочный узел, мост между Европой, США и Азией. Доха, Дубай и Абу-Даби сейчас заняты строительством величественных международных терминалов, рядом с которыми будут построены роскошные торговые центры и гостиницы.
Фото: EPA
И за рубежом дела с авиаперевозками у Катара и ОАЭ развиваются вполне успешно: их государственные авиалинии открывают все новые маршруты в США, Азии, Африке и на Среднем Востоке и считаются лучшими в мире. Что же касается футбола, то достаточно одного испанского примера. Тут в рамках одной хорошо продуманной PR-акции умело взаимодействуют два мощных орудия пропаганды: клуб "Реал Мадрид" спонсируется авиалиниями Emirates, а "Барселона" - их конкурентом Qatar Airways.
Фото: EPA
Словом, очевидно, что действуют Доха, Дубай и Абу-Даби по тщательно выверенному и согласованному плану. Пока что речь идет о создании экономического плацдарма. А дальнейшая экспансия может перейти в политическую плоскость, считает эксперт-востоковед Института стратегических оценок Сергей Демиденко.
"Теперь финансовые элиты Персидского залива - это часть мировой элиты. Теперь все эти государства не боятся репрессий со стороны Запада, они имеют возможность осуществлять вполне самостоятельную политическую линию. Они теперь – не парии, не outlaw, они вполне равноправные партнеры западных фирм и крупного капитала. Колоссальные средства вкачаны в Европу. Принимая во внимание ее состояние, она вряд ли обойдется без арабских денег. В этой связи я прогнозирую, что будет и политическая и культурная экспансия".
Эксперт не исключает, что радикальные организации, которые действуют сейчас в Европе, финансируются определенными кругами из стран Персидского залива. Пока они еще осторожничают, действуют достаточно сдержанно.
Однако нужно принимать во внимание тот факт, что и Катар и Саудовская Аравия считают, что на них возложена некая «историческая миссия» по распространению "истинного ислама" - ваххабизма, салафизма. Господа из Дохи и Дубая - не только бизнесмены, дельцы, они еще и проводники этой "божественной воли". Так что без политики, замешанной на религии, дело никак не обойдется.