В 2015 году Польша намерена начать активную разработку месторождений сланцевого газа на своей территории. В местной прессе по этому поводу звучат фанфары. А эксперты указывают на теневую сторону вопроса
В середине октября Европарламент ужесточил требования к условиям добычи на континенте сланцевого газа, в частности, под давлением "зелёных", которые уверены, что разработка таких месторождений приведёт к загрязнению окружающей среды метаном и другими вредными веществами.
Впрочем, польские власти оспаривают необходимость регулирования добычи сланцевого газа на уровне Евросоюза. В Польше подготовлены законы об упрощенной выдаче лицензий на разработку сланцевых месторождений. Они вступят в силу с первого января 2014 года.
Тем временем на юго-востоке Республики Польша, в районе Замостья, прошли две конференции с широким участием крестьян, которые опасаются, что разработка сланцев негативно повлияет на природный баланс местности, где они живут и работают. Дискуссии были жаркими. В них принял участие и профессор Анджей Штепаньский из Горно-металлургической академии имени Станислава Сташица в Кракове, специалист в области геофизики, гидрологии и охраны окружающей среды. Он поддержал протесты крестьян, заметив: "Защищайтесь, пока не поздно!"
В интервью "Голосу России" он высказал свою точку зрения на ужесточение требований к условиям добычи сланцевого газа в Евросоюзе и перечислил аргументы против разработки сланцев на юго-востоке Польши.
- Как поляк, как гражданин своей страны, я был бы счастлив, если бы мы получали свой газ, но только без загрязнения природной среды. Ведь в Польше не так много источников хорошей воды, особенно на юго-востоке. И если без сланцевого газа ещё можно прожить, то без чистой воды жизнь немыслима.
В районе Замостья грунтовые воды лежат недалеко от поверхности земли, в 100-120 метрах. Местные жители используют её для своих нужд, как в коммунальном, так и в сельском хозяйстве. Но что будет с началом разработки сланцев?
Пока они там даже не обнаружены. Но уже идёт бурение нескольких скважин на глубину 2,5 -3 километра. В случае аварийной ситуации, которую нельзя исключить, может произойти загрязнение грунтовых вод. Это весьма серьёзная проблема.
Есть и другой её аспект. После того, как будут пробурены глубокие вертикальные скважины, собственно к сланцам, если они там, конечно, есть, надо будет закачивать туда огромные массы воды вместе с некоторыми химическим добавками, в том числе токсичными. А потом вода поднимется снова к земной поверхности. И потребуется её очищение от вредных веществ, ибо она будет непригодна к питью или использованию её в сельском хозяйстве, скажем, в животноводстве. Вот что беспокоит меня и многих поляков с юго-востока нашей страны.
Что же касается ужесточения предписаний Европарламента в отношении добычи сланцев, то, на мой взгляд, в этом есть рациональное зерно. Европейские парламентарии хотят, чтобы на всех этапах подготовки к разработке месторождений была полная ясность о составе воды, которая пойдёт из глубоких скважин наверх. Нужен мониторинг ситуации, чтобы знать, какими по своему составу были раньше грунтовые воды, и как их состав изменился.
Необходимо постоянное отслеживание изменений в окружающей среде по всему циклу: от геологической разведки сланцев до их тщательного изучения и создания необходимой научной документации. Только потом, если не будет обнаружено негативных влияний на окружающую среду, но никак не раньше, можно приступать к разработке газового месторождения.