В Казахстане с нового года, возможно, будет введен так называемый налог на роскошь. Законопроект уже был принят депутатами мажилиса. Впрочем, вокруг этой инициативы до сих пор идут горячие споры. Эксперты уверены, что без серьезной доработки от этого закона пострадают не столько богатые казахстанцы, сколько средний класс. C подробностями - корреспондент "Голоса России" в Казахстане
Зажиточным казахстанцам пора помочь своей стране, решили чиновники. Согласно новому законопроекту, налоговое бремя для обладателей элитного жилья и автомобилей должно повыситься в несколько раз. Чиновники посчитали, что для большинства казахстанцев это не станет проблемой. Зато этот так называемый налог на роскошь станет новой статьей для пополнения бюджета. О необходимости введения такого налога не раз говорил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
"Мы имеем самый низкий в мире подоходный налог – 10%. Мы создали класс зажиточных граждан – это правильно, это была наша цель. Богатых людей должно быть больше. И они должны направлять свое богатство на развитие страны, которая позволила им это сделать. А у нас и бедный и миллионер платят одинаковый 10-процентный подоходный налог".
Речь о разработке соответствующего законопроекта зашла еще в 2008 году, когда президент Назарбаев поручил правительству разработать этот вопрос. Однако в своем первоначальном варианте законопроект о повышении налогов вызвал у депутатов мажилиса (парламента) стойкое неприятие. Законопроект тогда не поддержали коммунисты и фракция из партии власти "Нур Отан". В первом чтении документ не прошел, его отправили на доработку. Особенно горячие споры разгорелись вокруг вопроса о повышении налога на дорогие автомобили. Вот, что по этому поводу говорит президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры доктор политических наук Есенжол Алияров.
"Единственно разумный комментарий я слышал от спикера парламента Нигматулина, который предложил компромиссный вариант. Кто купил до 2014 года, платит по нынешним налогам. Те, которые будут покупать в 2014 году, они пусть подумают – стоит ли покупать тот или иной объем. Это компромисс. Опять же мы не живем одним днем, население растет".
Согласно новым поправкам, в несколько раз должны повыситься налоги на машины с объемом двигателя от 3 литров и выше. В итоге, автовладельцы таких машин должны будут платить от 400 до 800 долларов ежегодно в зависимости от объема. Самый большой налог – это более 1100 долларов - предусмотрен для машин с 4- литровым объемом двигателя и более. Кроме того, предлагается отменить все льготы ветеранам Отечественной войны и воинам-афганцам.
По мысли чиновников, благодаря реформе, оформление дорогих машин на пенсионеров и ветеранов войны, чтобы избежать больших выплат, потеряет всякий смысл. У Сергея Ефименко, ветерана Афганистана, машина 90-го года выпуска, которая тоже подпадает под новое определение роскоши. И с нового года такая роскошь может стать для него недоступной.
"Сейчас они уберут льготы. Не исключено, что завтра они всех нас на велосипеды пересадят. Как нам жить, как нам существовать – понятия не имею. У нас пособие годовое 120 тысяч тенге, не говоря уже об остальном. Только налог 60 тысяч будет как минимум".
В ведомстве пообещали, что учтут имеющийся в Казахстане парк старых машин. Однако есть вопросы и к налогам на имущество. Чиновники предлагают оценивать жилую недвижимость одинаково для всех категорий граждан вне зависимости от их доходов.
При этом жилье площадью более 250 кв. метров, зарегистрированное на одного человека, будет считаться предметом роскоши. За такую недвижимость будут требовать налог в 10 раз больше стандартного. А владельцы обычных 2- 3-х комнатных квартир будут платить в 2-3 раза больше прежнего. Эксперты уверены, что при таком подходе закон ударит по самым бедным слоям населения – пенсионерам, многодетным семьям, одиноким матерям. Поэтому сейчас многие специалисты пока не советуют правительству торопиться с реформой. Есенжол Алияров уверен, что в первую очередь нужно определить главный критерий роскоши, как это сделано в европейских странах.
"Я не считаю, что если человек имеет подержанную машину объемом 3-4 литра – это роскошь. На мой взгляд, роскошь – это Майбах, Ферари, Бугати, Ролс-Ройс. Это роскошь. Это когда видно, что машина стоит огромных денег и любое ее обслуживание требует привлечения огромных средств. Рядовой гражданин, даже со средним достатком, не может позволить себе такую роскошь. Да, она должна облагаться хорошим налогом. Человеку, чтобы нормально жить, создавать семью, нужен домик квадратов 200, участок 10-15 соток. Это роскошь? По-моему – это не роскошь. Роскошь – это когда строится конюшня на территории 1,5-2 гектара земли, дом 2-3 тысячи квадратных метров".
По данным журнала Форбс, состояние только 50- самых богатых казахстанцев оценивается в 24 миллиарда долларов. Именно такие олигархи, по мнению чиновников, должны сегодня платить налог на роскошь. Но, по словам политолога Есенжола Алиярова, в системе налогообложения Казахстана человека со средним достатком давно уровняли с олигархами. И новая реформа не решит эту проблему. Зажиточные казахстанцы найдут способ скрыть свои доходы. В результате дополнительные сборы заденут интересы только среднего класса. Впрочем, у противников законопроекта еще остается надежда на внесение необходимых поправок в процессе прочтения документа. После утверждения в мажилисе, новому законопроекту еще предстоит пройти одобрение в сенате парламента. И только после этого документ отправят на подпись главе государства.