Китай

Основные нефтегазовые новости на прошедшей неделе были связаны с поездкой Дмитрия Медведева в Китай. Там, в частности, было объявлено, что «Газпром» согласовал с китайской стороной формулу цены трубопроводных поставок газа — она будет привязана к стоимости нефтепродуктов. То есть схема — та же, что и при экспорте в Европу. Одновременно похожей договоренности добился «Новатэк» — только в его случае речь идет о будущих поставках СПГ с Ямала (здесь CNPC планирует закупать 3 млн тонн в год). Для СПГ, как и принято сейчас в АТР, цена будет привязана к JCC (japan crude cocktail) — импортируемой в Японии корзине нефтепродуктов. «Нефтяная формула» — это уже хорошо, но в обоих случаях остается неизвестным коэффициент привязки, так что определённая интрига вокруг того, по какой цене пойдут поставки, сохраняется. Причём для газпромовского газа, по всей видимости, точной формулы, принятой обеими сторонами, пока вообще не существует.

 «Роснефть» договорилась о новых поставках нефти в Китай — 10 млн тонн в год в течение 10 лет. К сообщениям о расширении экспорта этой компании в Китай уже все привыкли, поэтому здесь нужно обратить внимание, что речь идет о сотрудничестве не с CNPC, а с другой китайской компанией — Sinopec (она специализируется на нефтепереработке). Два вопроса, которые активно обсуждаются: 1) хватит ли «Роснефти» нефти на все экспортные и внутренние проекты 2) Достаточно ли будет трубопроводных мощностей. Тем более, что о своем интересе к экспорту в восточном направлении (т.е. по ВСТО) — заявила и «Газпромнефть», рассчитывая на 8 млн тонн в год. Спекуляций на тему расширения транспортных мощностей уже много, с конкретикой будет понятно нескоро.

Часть нефти для Sinopec «Роснефть» готова отгружать по западному маршруту — морем (через Черное море, а возможно и через Балтийское). То есть планируется продавать китайской компании не только восточносибирскую нефть с новых месторождений, но и более «западные» запасы. А это означает, что уменьшатся экспортные объемы на Европу.

В газовой сфере «Газпром» запустил Киринское месторождение на шельфе Сахалина (проект «Сахалин-3»), а «Новатэк» — добычу на своем участке Уренгойского месторождения (ЯНАО).

Европа и Украина

Пока Россия всячески развивает восточное направление, в Европе проблемы всё те же — не хватает газа. О прекращении «реверсных» (псевдоевропейских) поставок газа на Украине не отписался только ленивый (причина — этот газ стал дороже, чем российский), но такое развитие событий было предсказуемо. Разница в ценах и до того была невелика, а тут начало отопительного сезона, европейские биржевые цены пошли вверх.

На таком фоне Киев договаривается об очередном альтернативном маршруте — проекте по доставке газа через Венгрию и Хорватию. Новый газопровод, как предполагается, будет подключен к системе TAP, а также к терминалу по приему СПГ в Хорватии. Но азербайджанский газ (именно он пойдет по TAP) уже распределен между другими странами, так что достаться Украине может только самое дорогое топливо (если кто-то из импортёров откажется). С хорватским терминалом по приему СПГ определённости примерно столько же. Пока он существует только в проектах, и газа для него тоже нет.

Отчасти с падающей собственной газодобычей связано и решение Великобритании впервые за почти два десятилетия возобновить строительство АЭС. Собственные компетенции здесь утеряны, поэтому строить будет Франция, на китайские деньги (до 40% в проекте получат две «атомные» китайские компании). Стоимость электроэнергии рекордная — 144 доллара за МВт-ч. Эта цена плюс инфляционные издержки будут зафиксированы на 35 лет. Впрочем, такими темпами непонятно, что будет к тому времени с ценами и на электроэнергию из других источников. На это неделе еще две компании из «большой шестерки» поставщиков электроэнергии в этой стране объявили о росте цен. RWE повысит розничные цены на электричество на 9,3% (цены на газ увеличиваются на 11%), что разумеется, значительно выше инфляции. То же самое у Scottish Power — 8,5% рост по газу, и 9% по электричеству.

Падение газовых тарифов

У нас все наоборот — «Газпром» хочет в некоторых регионах снизить цены на 5-10% от утвержденного регулятором тарифа. Для того, чтобы не растерять покупателей на фоне растущей конкуренции с независимыми производителями. Ситуация двойственная. С одной стороны, чем ниже внутренняя цена на газ, тем лучше для промышленности и развития страны. В этом собственно и смысл появляющейся внутренней конкуренции. С другой стороны — есть опасения, что это демпинг, направленный на ослабление «независимых». Которые, по их словам, не могут поставлять газ слишком дешево из-за высокого тарифа на транспортировку и отсутствия дополнительных доходов от поставок на экспорт. Мнение ФАС — разрешить скидку, но не более 20%. Решение этой проблемы отчасти может заключаться в развитии биржевой торговли газом — шаги в этом направлении также предпринимаются.