В студии "Голоса России" работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Золото "Кумтора" для Киргизии - как зимнее солнце. Светит, но не греет. Накануне парламент еще на неопределенное время оставил судьбу рудника в подвешенном состоянии. Всего два депутата из 120 проголосовали за предложенный правительством меморандум о новых условиях освоения месторождения.
Они предусматривали создание совместного с канадцами предприятия в соотношении 50 на 50. Сейчас у республики лишь треть, и та после решения Жогорку Кенеша обесценилась на 93 миллиона долларов - на несговорчивость депутатов биржа в Торонто ответила 25-процентным падением акций компании Centerra Gold, это разработчик "Кумтора".
Документ отправили на доработку. Хотя, точнее сказать, на пересчет. Кабинету министров поставили задачу до 23 декабря подогнать решение под 67 процентов доли республики в будущем СП, в ином случае предлагают начать процедуру денонсации соглашения.
Постановление можно было бы назвать жестким, если бы парламент впервые звучал так безапелляционно. У него уже была возможность все решить радикально, когда прошлым летом госкомиссия изобличила канадцев в нарушении чуть ли не всех киргизских законов, включая законы природы. Но даже тогда их бизнес устоял.
Не тронули его за живое и регулярные протесты. Разве что некоторых производственных неприятностей доставила блокада подъездных путей к руднику, с которой, впрочем, власть быстро расправилась.
Вот и сейчас говорят, что сама по себе она не заинтересована в разрыве отношений с канадцами, поэтому самый негативный сценарий вряд ли возможен. Очевидно, что сейчас правительство выжало максимум, и если ему уже не удалось договориться об ином распределении долей, то вряд ли оно найдет для канадцев новые аргументы. Тем паче, что те, похоже, уверовали в собственный иммунитет.
Может быть, потому, что тоже понимают: для Бишкека денонсация - это лечение головной боли гильотиной. Он больше потеряет, чем приобретет. Хоть и пытается действовать в интересах собственных граждан, но разорвать договор с канадцами не может без того, чтобы не дискредитировать собственную порядочность.
Иностранцы уже пообещали громкий судебный процесс. Но даже если они его проиграют, кем-то надо будет их заменить, собственных ресурсов у Киргизии нет. А кем, если после изгнания одних инвесторов иные зарекутся вкладывать деньги в страну с репутацией зоны риска?
Ситуация с "Кумтором" складывается так, что кто-то должен уйти. Если не канадцы, то правительство. Ведь это против его меморандума выступила вся правящая коалиция. А здесь она, не смотря на парламентскую форму правления, подчиняется президенту.
На этом фоне отстраненность самого главы государства - это политический симптом. Похоже, Атамбаев и его соратники определились со стрелочником. Хотя премьер им друг, но истина дороже. А она в том, что власть не способна снять проблему "Кумтора" ко всеобщему удовлетворению.
А некомпетентностью обычно прикрывают оргвыводы. Громкие отставки позволяют утихомирить общество и выиграть время. Киргизии, видимо, придется смириться с тем, что ее рудник - это не копи царя Соломона. А значит соломонова решения у них нет.
Из Бишкека - министр экономики Киргизии Темир Сариев.
Шейнкман: 67 процентов участия в "Кумторе" либо денонсация соглашения - насколько корректна такая дилемма и как правительство с ней справится?
Сариев: Есть существенные элементы, где таджикская сторона действительно может улучшить свои позиции. Это касается и управления, и экологических вопросов, и привлечения наших специалистов, и социальные вопросы, и вопросы мониторинга по экологическим вопросам.
Что касается доли, этот вопрос остался открытым до сих пор. Я думаю, что правительство проведет переговоры и обязательно доложит парламенту. У канадской стороны есть позиция, что все должно решаться в рамках закона и на основе справедливой оценки активов Киргизии и акционеров Centerra Gold.
Шейнкман: Как вы считаете, можно решить эту проблему так, чтобы решение удовлетворяло всех?
Сариев: Сложный вопрос. Но в одном мы можем быть уверены: на этот раз мы учли все ошибки прежних властей. Во-первых, переговоры с Centerra Gold идут открыто и прозрачно, обсуждаются все возможные варианты. Окончательное решение будет принимать парламент.
Есть надежда, что все-таки разум восторжествует, и мы сможем добиться согласия в этом вопросе. Я имею в виду, что народ, правительство и президент примут новый вариант соглашения.
Шейнкман: Если канадцы все-таки не согласятся на увеличение доли Киргизии, денонсация возможна?
Сариев: Да, но канадская сторона готовит судебные процессы.