Руководство «Почты России» в ближайшие годы намерено сделать ставку на предоставление малообеспеченным гражданам финансовых услуг в почтовых отделениях. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на материалы госпредприятия, представленные на совещании у вице-премьера страны Аркадия Дворковича, на котором обсуждалась стратегия развития «Почты» на период до 2018 года.

Проект, разработанный компанией BCG, направлен на создание «финансового дискаунтера», ориентированного на «массовый и нижнемассовый» сегменты населения, то есть на граждан с низкими доходами. Согласно планам компании, к 2018 году соответствующими услугами должно быть охвачено не менее 10% клиентуры «Почты», которые смогут воспользоваться всем спектром банковских продуктов ― кредитными картами, потребительскими кредитами, депозитами и так далее.

При этом в стратегии утверждается, что финансовые продукты, предлагаемые населению, будут самыми доступными для граждан. Для этого за стоимостной ориентир разработчики взяли Сбербанк, указав, что стоимость аналогичных банковских услуг в почтовых отделениях будет на 2,1–1,5% ниже. За счёт каких именно ресурсов предприятие сможет предложить столь привлекательные условия, в документе скромно умалчивается.

Зато очевидно, что приоритет «Почты» ― городское население. Такой вывод можно сделать, учитывая планы компании по открытию банковских офисов минимум в 80% городских почтовых отделений. В целом же задействовать в программе предлагается 6,5 тыс. «компактных офисов на базе почтовых отделений» из почти 42 тыс. имеющихся в сети госпредприятия. Для сравнения: Сбербанк обладает филиальной сетью, насчитывающей 19 тыс. отделений.

Несмотря на то, что предположительный объём бизнеса (например, размер потенциального кредитного портфеля) в докладе не указывается, разработчики полны оптимизма относительно будущих прибылей проекта. Так, к 2018 году операционный доход составит 52 млрд рублей, при чистой прибыли 16 млрд рублей. Уже к 2023 году эти показатели должны составить 140 млрд рублей и 32 млрд рублей соответственно. Цифры выглядят особенно заманчиво, если учесть, что по итогам прошлого года чистая прибыль оператора составила всего лишь 813 млн рублей.

Отметим, что желание «Почты» зарабатывать именно на финансовых услугах населению, появилось достаточно давно. Приём коммунальных платежей, денежные переводы, погашение банковских кредитов в почтовых отделениях… Все эти услуги развивались достаточно успешно. По-настоящему «Почта» «обожглась», понеся серьёзные имиджевые потери, лишь на сотрудничестве с микрофинансистами. Напомним, что скандал разгорелся ещё в феврале прошлого года, когда «неожиданно» выяснилось, что в почтовых отделениях появилась возможность оформить микрозаём под огромные (более 2600% годовых) проценты. Руководство госпредприятия сразу же попыталось откреститься от этого проекта, заявив, что служит лишь посредником между гражданами и кредиторами. Однако, что называется, «осадок остался», тем более что продвижением этих займов занимались в том числе и сотрудники «Почты».

Разумеется, нельзя не упомянуть и бесплодные попытки создания почтового банка. Проект, который широко обсуждался начиная с 2009 года, сошёл на нет весной прошлого года ― в том числе как раз потому, что «Почта» была заинтересована в его самостоятельной реализации, без привлечения банков-партнёров. Как подтверждение данного тезиса летом этого года стало известно, что «Почта России» намерена получить банковскую лицензию ― правда, оформленную на дочернее предприятие (сама «Почта» по организационной структуре не имеет права заниматься кредитованием).

С одной стороны, госпредприятие обладает необходимым «стартовым капиталом» для успешного запуска финансового проекта. Основное преимущество ― широкая филиальная сеть, что сложно переоценить. Но это как раз тот случай, когда «размер имеет значение» ― инвестиции в превращение большого количества почтовых отделений в банковские офисы исчисляются миллиардами рублей. Отметим, что Минкомсвязи, предлагая проект реформирования «Почты», оценивало необходимые капитальные затраты в 145 млрд рублей, при этом предлагая предприятию самостоятельно (без государственных субсидий) изыскивать средства.

Кроме того, возникает резонный вопрос о качестве предлагаемых услуг. Проще говоря, справится ли персонал «Почты» с новыми обязанностями: ведь ни для кого не секрет, что работа предприятия подвергается постоянной справедливой критике со стороны наших сограждан. Если уж стандартные почтовые услуги вызывают регулярные нарекания, что говорить о гораздо более сложных финансовых продуктах.

Однако основная проблема состоит в том, что «Почта» делает ставку на наименее обеспеченные слои населения. Активное продвижение кредитных продуктов среди этой категории наших сограждан, не отличающихся высокой финансовой грамотностью, может в дальнейшем привести к неприятным социальным последствиям. На фоне развёрнутой финансовыми властями кампании по борьбе с закредитованностью физических лиц желание госпредприятия усилить кредитное давление выглядит как минимум странно.