Нет сомнений, что политический аспект экспорта СПГ для США является не менее, а скорее более значимым, чем экономический. Разрешения на экспорт получили уже четыре завода с общим объёмом газа в 65 млрд кубометров в год. СПГ с первого завода (запуск намечен на 2015 год) продан преимущественно глобальным игрокам на рынке СПГ, а также индийской компании GAIL, а потому пойдёт в Азию. Кстати, в том числе и поэтому Индия отказалась от закупок иранского газа. Но основная геополитическая задача тут решалась другая — создание прецедента по отвязке цен на СПГ от нефти и привязке к американскому газовому рынку. Не случайно, что Китай тогда начал выторговывать у России частичную привязку будущих газовых закупок к ценам на американском Henry Hub.

Вслед за этим доступ к закупкам американского СПГ появляется у Японии. На заводе Freeport LNG (он пока не строится, так как ожидает финального разрешения) право сжижать газ получили японские компании. Но все 65 млрд кубометров ещё не распределены. Кто станет следующим бенефициаром американского газового экспорта?

Мы уже предполагали, что им могут стать страны Восточной Европы. Литва готовит терминал по приёму СПГ, а контрактов нет. Уже в следующем году начинает принимать СПГ и Польша, только из 5 млрд кубометров мощностей терминала контракт пока всего один — на 1,5 млрд кубометров — из Катара. И цена, похоже, тут будет зашкаливающая, но к делу это сейчас не относится. И вообще к Восточной Европе, функция которой, с точки зрения американской политики, создание барьера между Россией и остальными странами Европы, отношение особое.

И вот первые указания на то, что события будут развиваться именно в подобном ключе. «Энергетические» послы Венгрии и Чехии на страницах The Washington Post призывают США направить очередную порцию СПГ в Центральную (фактически Восточную) Европу: «Сделав этот стратегический выбор, США могли бы ещё раз продемонстрировать, что они рассматривают Чехию, Венгрию, Словакию и Польшу близкими союзниками, и начать новую главу, даже с более близким сотрудничеством в двусторонних отношениях». Комментарии, как говорится, излишни.

Одновременно происходит ещё одно событие. Евросоюз утверждает список так называемых «проектов общих интересов» — инфраструктурных объектов в области энергетики, которые Еврокомиссия готова поддерживать организационно или материально. Излишне говорить, что «Южного потока» там нет. В области газа упор делается на два типа объектов. Первые — это газопроводы-интерконнекторы (перемычки), соединяющие газотранспортные системы разных стран. В основном — опять же в Центральной и Восточной Европе, здесь действительно максимальный дефицит таких мощностей. Второй тип — новые терминалы по приёму СПГ. И опять-таки — терминалы планируется строить в той же Восточной Европе. Тут их почти нет, в то время как в западной Европе наблюдается переизбыток терминалов.

То есть если раньше основной объём импорта СПГ в ЕС приходился на страны с протяжённой морской границей, в то время как континентальная Европа преимущественно получала газ из России, то теперь и здесь Еврокомиссия пытается создать конкурентные поставки. Проблема только в одном — собственно в газе.

Напомним, что почти весь СПГ на ближайшие несколько лет уходит в Азию. Это не оспаривается никем. И даже со скидкой на навязчивые идеи ЕС о диверсификации, на таком фоне наращивать мощности по приёму сжиженного газа — более чем странно. В чём причина?

Существует оптимистичный (для импортёров) сценарий развития газового рынка. По нему текущий дефицит газа продержится несколько лет. Потом в дело пойдут новые австралийские проекты, развернётся североамериканский экспорт, начнут разрабатываться запасы шельфа Восточной Африки. Соответственно, Европе нужно «продержаться» на российских поставках несколько лет, а потом мир будет заполонён СПГ. А у них вся инфраструктура готова — и по приёму газа, и по перебросу внутри Евросоюза. Конечно, это лишь один из вариантов развития событий. По другому сценарию, Азия будет ещё долго поглощать весь «лишний» газ на рынке. Кроме того, остаётся неясным, насколько масштабным будет североамериканский экспорт.

Но и вне зависимости от ситуации на рынке Евросоюз может рассчитывать на то, что США целевым образом поможет со своими поставками.

Нужно понимать, что самим Штатам с экономической точки зрения всё равно, кто будет покупателем газа — Европа с низкими ценами или Азия с высокими. Не вдаваясь в подробности, фактически США от своего газового экспорта получают внутреннюю биржевую цену плюс фиксированную надбавку. А дальше — всё зависит от покупателя. Первые объёмы закупили глобальные игроки на рынке СПГ, поэтому этот газ повезут в Азию, где дороже. Но если следующую серию выкупят европейские импортёры, то они будут обеспечивать этим газом собственные нужды.

Оставим пока в стороне стоимость подобных поставок, кое-какие оценки на этот счёт мы уже приводили ранее. Даже если американский газ окажется слишком дорогим, это станет ясно через несколько лет. Пока же Европа будет его ждать и, соответственно, проводить свою политику с расчётом на американский газ и с оглядкой на американские же интересы.

Что это всё означает для нас, каковы прогнозы и нужно ли что-то делать?

Главное, «Южный поток». С учётом вышесказанного, велика вероятность того, что разрешение на его особой статус (то есть освобождение от доступа третьих лиц) получено не будет. А значит, строить его пока тоже не получится (иначе мы построим половину трубы для «дяди»).

Пока же ЕС будет рекомендовать Украине, чтобы транзит проходил максимально прозрачно и законно. С тем, чтобы у «Газпрома» был минимумов аргументов о необходимости «Южного потока».

Ясно, что необходимо следить за реализацией новых европейских начинаний, равно как и за перспективами экспорта СПГ из США в ЕС. Ведь успехи или неуспехи здесь будут напрямую влиять и на готовность Европы к сотрудничеству по политическим вопросам с США или, напротив, с Россией.

Из позитивной повестки можно более детально рассмотреть возможность строительства российских СПГ-мощностей с расчётом на Европу. Конечно, с севера, так как запирать СПГ в Чёрном море — рискованно. В принципе, примерно на эти цели и намечен проект «Балтийский СПГ», который «Газпром» анонсировал этой весной. В Европу может пойти и часть газа с «Ямал СПГ». Правда, ранее основным рынком для этих поставок представлялась Великобритания. Но может получиться так, что и понастроенные под американский СПГ терминалы континентальной Европы придётся заполнять российским сжиженным газом.

 

Александр Собко