Любимые россиянами советские кондитерские бренды хотят передать в общее пользование — их приватизация может быть оспорена. Соответствующий законопроект, подготовленный приморскими кондитерами, намерен внести на рассмотрение Совфеда сенатор от Свердловской области Эдуард Россель. По его мнению, приватизация старых советских марок («Алёнки» и др.) является несправедливой. Россель предлагает вернуться к предложению Роспатента, согласно которому выпускать продукцию под «старыми» брендами смогут все производители кондитерских и хлебобулочных и изделий при соблюдении определённого стандарта. «Национальное достояние сегодня не является инструментом исполнения федерального бюджета, а стало оружием в конкурентной борьбе», — заявил Россель «Известиям».

О ком в первую очередь идёт речь — понятно. Владельцем большинства советских кондитерских марок («Алёнка», «Буревестник», «Ласточка», «Кара-Кум» и др.) является холдинг «Объединённые кондитеры», который известен своими тяжбами с другими производителями, пытающимися производить продукцию под «старыми» брендами. Ностальгирующие россияне голосуют рублём за «старые» бренды, несмотря на обилие продукции на рынке.

Естественно, данная ситуация не устраивает других производителей. Как итог — многомиллионные судебные иски и периодически всплывающие разговоры о несправедливости «шоколадной» приватизации.

Из-за разборок, связанных с торговыми марками, многие игроки рынка в пух и прах разругались с «Объединёнными кондитерами» (ОК). Например, дочка норвежской Orkla весной 2012 года поругалась с холдингом из-за выпуска шоколада «Крупская Алёнка» и в итоге демонстративно вышла из отраслевого объединения «Асконд», возглавляемого руководством ОК.

Особенно активно на ниве борьбы за товарные знаки ведёт себя входящая в холдинг фабрика «Красный Октябрь». Фабрика владеет более чем 400 товарными знаками, в том числе «Красный Октябрь», «Алёнка», «Мишка косолапый», «Коровка» и др. Как сообщалось в СМИ весной 2013 года, за два года «Красный Октябрь» подал почти три десятка исков с требованием взыскать с конкурентов компенсацию за незаконное использование того или иного бренда. Общая сумма претензий превышала 1 млрд руб. Не хотят делиться своими правами на советские бренды и другие производители. Так, Ливенская кондитерская фабрика из Орловской обл. пыталась оспорить эксклюзивные права Kraft Foods на товарный знак «Юбилейное» — но победить международного гиганта, естественно, ей не удалось.

Сложно сказать, насколько удачной будет очередная попытка оспорить приватизацию советских брендов. Совершенно очевидно, что руководство компаний-правообладателей без боя от «козырных» марок не откажется. Даже учитывая тот факт, что судебные споры за торговые марки затягиваются и особого «финансового удовлетворения» истцам не приносят — так, «Красный Октябрь» в прошлом году за незаконное использование товарных знаков получил «всего» 22,9 млн руб.