Россия и Вьетнам строят планы по возвращению в советское прошлое. Речь идёт о восстановлении объёмов экономической деятельности между двумя странами. Планируется присоединить Социалистическую Республику Вьетнам к Таможенному союзу, а также запустить совместные инвестиционные проекты на 20 млрд долларов.

Для достижения этих целей начала работу российско-вьетнамская двухсторонняя межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Её основной темой является активизация деловой деятельности между Москвой и Ханоем. Как заявил на открытии мероприятия первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, власти РФ полагают, что Вьетнам может стать ключевым партнёром в торгово-экономической области. «Мы уверены, что этот форум сможет реально помочь продвинуть наши связи в областях торговли, экономики и инвестиций», — отметил чиновник. По статистике, современный объём товарооборота между двумя странами, составляющий 4 млрд долларов, совсем невелик по сравнению с возможными перспективами. По данным Шувалова, к 2020 году товарооборот можно довести до 15 млрд долларов.

Одним из направлений, в котором планируется вести работу по развитию экономического сотрудничества, является реализация крупных инвестиционных проектов. Об этом ИТАР-ТАСС рассказал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Речь идёт о поставках оборудования для теплоэлектростанций, строящихся на территории Вьетнама, о монтаже завода по производству титановой губки и титанового шлака, за которое отвечает корпорация «ВСМПО-АВИСМА». Также планируется участие «Газпром нефти» в модернизации и последующем использовании мощностей нефтеперерабатывающего завода «Зунг Куат», и сотрудничество «Зарубежнефти» с вьетнамской госкорпорацией «ПетроВьетнам» (PetroVietnam).

Всего на заседании МПК были рассмотрены 12 инвестиционных проектов различной степени готовности. Десять из них нашего авторства, а два внесли представители вьетнамской стороны. Совокупная сумма предложенных проектов составляет 20 млрд долларов.

Другим стимулом для сотрудничества России и Вьетнама станет соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом и СРВ. Эта тема также обсуждалась на мероприятии. Игорь Шувалов и вице-премьер Социалистической Республики Вьетнам Хоанг Чунг Хай заявили, что данное соглашение будет подписано в 2015 году.

Следует отметить, что 12 ноября президент России Владимир Путин планирует совершить официальный визит в Социалистическую Республику Вьетнам. К этому событию согласовано и подготовлено к подписанию 17 двусторонних документов. Они охватывают большинство сфер российско-вьетнамского сотрудничества.

Напомним: Взаимный интерес Вьетнама и России вполне объясним — и в первую очередь, связями, сохранившимися со времён СССР, хотя объёмы торговли с того периода в значительной степени снизились. Сейчас руководство стран предпринимают попытки восстановить утраченное. Так, в ноябре прошлого года было заключено соглашение о начале работ по проекту строительства первой атомной электростанции во Вьетнаме, оцениваемых в 10 млрд долларов, на реализацию которого российская сторона планировала выдать Вьетнаму кредит

Несмотря на положительную динамику руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелёв сказал «Однако», что добиться товарооборота между Россией и Вьетнамом в 15 млрд долларов к 2020 году будет крайне сложно.

Вьетнам — это крупное азиатское государство, одно из крупнейших государств в Юго-Восточной Азии, которое бурно развивается. В последние 20 лет Вьетнам сделал огромные скачки в своем развитии. Сотрудничество России и Вьетнама крайне важно, поскольку это ведет к укреплению позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Юго-Восточной Азии. Надо сказать, что Вьетнам в свое время был крупным торговым партнером Советского Союза, его политическим союзником в этом регионе. СССР оказывал огромную материальную и военно-техническую помощь в борьбе за независимость. У нас есть большие исторические предпосылки для того, чтобы в настоящее время российско-вьетнамские отношения развивались успешно.

Вьетнам сегодня заинтересован в сотрудничестве политическом с Россией в качестве своеобразного противовеса Китаю, который сейчас имеет очень влиятельные и мощные позиции в Юго-Восточной Азии. Поэтому Вьетнам сейчас развивает отношения по всем азимутам. И с Китаем, и с Индией, и с Соединёнными Штатами Америки, и с Россией.

Россия неоднократно заявляла о том, что нужно вывести объём товарооборота на новые рубежи. Но добиться 15 млрд к 2020 году будет крайне сложно. Дело в том, что у России в целом не так уж и много таких товаров, которые она могла бы поставлять во Вьетнам. Точно так же, как у Вьетнама не так много таких товаров, которые он мог бы поставлять, соответственно, в Россию. Эта задача тем более усложняется экономической ситуацией в России. Мы сегодня видим возрастание процессов стагнации и рецессии. Поэтому я, честно говоря, отношусь достаточно скептически к тому, что объём товарооборота между Россией и Вьетнамом может достичь 15 млрд долларов. Товарной базы, других возможностей для достижения такого оборота пока не видно. Возможно, что-то появится в будущем, но пока не видно. Мы поставляем во Вьетнам определённое количество современного оружия. Но тем не менее это не в состояние закрыть те бреши, которые мы наблюдаем во взаимном товарообороте.

Возможно, Вьетнам приступит к строительству атомной электростанции, возможно, потребуется помощь России в развитии нефтедобычи на прилегающем к территории Вьетнама шельфе. Здесь возникает сразу проблема взаимоотношений между Вьетнамом и Китаем, между Россией и Китаем. И здесь тоже Россия должна действовать аккуратно и сложно. Поэтому с позиции сегодняшнего дня сказать, что есть реальные возможности в достижении таких объёмов товарооборота, затруднительно. Я, честно говоря, таких перспектив не вижу.

Если посмотреть на структуру товарооборота России с её партнерами, то эти объемы обеспечены в первую очередь за счет масштабных поставок нефти, газа, энергоресурсов. Во Вьетнам энергоресурсы в больших объемах мы, наверно, поставлять не будем, и это сразу же лишает нас экспортной базы. Что касается инвестиций, то и Россия могла бы инвестировать деньги в развитие вьетнамской экономики, поскольку деньги у России есть и есть смысл заниматься этим инвестированием. Опираясь на эти инвестиции во Вьетнаме затем как-то расширять экономическое присутствие во всем этом регионе. Можно было бы во Вьетнаме вкладывать существенные деньги в текстильную промышленность, в производство товаров, что раньше называлось «народного потребления» и поскольку рабочая сила достаточно дешевая, привозить это всё сюда в Россию, на Дальний Восток. Это один вариант. Вкладывать деньги в нефтедобычу в первую очередь — это тоже перспективное направление в сотрудничестве. Надо посмотреть, может быть, и газ будет там найден. Это требует немалых инвестиций, но это всё может окупиться. Хотя надо еще раз отметить, что нефть и газ Вьетнама находятся на спорных территориях. Россия не может пойти на обострение отношений с Китаем, потому что предупреждения нам уже были.

Что касается возможного вступления Вьетнама в Таможенный союз, то на сегодняшний день это гипотетическая идея, и говорить всерьёз о вступлении Вьетнама в Таможенный союз не приходится. Это, кстати сказать, проблема, которая обсуждалась в отношении Сербии и Новой Зеландии. Теперь речь идет и о Вьетнаме. Я думаю, что Таможенный союз еще не состоялся, не установился. С Вьетнамом у нас нет общей границы, у нас есть существенные цивилизационные расхождения. И еще надо учесть то, что экономические системы России и Вьетнама существенно различаются. Таможенный союз сегодня только становится на ноги. Несмотря на то, что всего-то прошло два года, он отягощен большим количеством проблем, которые нужно решать. Это и интересы Казахстана, и Беларуси. Еще сюда присоединилась Киргизия, что приведет к еще большему возрастанию проблем. И мне думается, что торопиться с принятием Вьетнама в Таможенный союз не следует. Можно найти другие формы тесного экономического сотрудничества, и может быть, потом, в отдалённой перспективе, подтянуть Вьетнам. В настоящее же время каких-то позитивных последствий от подключения Вьетнама к Таможенному союзу и для него и для России не будет».