Крупнейшие сети, торгующие бытовой электроникой, готовятся оживить продажи очередным «кредитным ударом». Практически синхронно две крупнейшие сети — «М.Видео» и Media Мarkt сообщили о своём желании нарастить долю товаров, продаваемых в кредит.

Способы ловли

Безусловный лидер российского рынка электронного ретейла «М.Видео» пошёл достаточно прямолинейным путём. Компания договорилась о расширении сотрудничества с банком «Сетелем» (дочка «Сбербанка», специализирующаяся на потребительском кредитовании), который теперь откроет представительства почти в 90 магазинах сети. Благодаря поддержке материнской компании «Сетелему» куда проще и дешевле привлекать денежные ресурсы. Поэтому кредитные продукты банка выгоднее, чем у многих конкурентов. При этом банк активно наращивает базу клиентов и отказывает не слишком часто. Очевидно, что благодаря новому партнёру доля кредитных покупок среди клиентов «М.Видео» неизбежно увеличится.

В Media Markt (третий по доле рынка ретейлер бытовой техники и электроники в стране) действуют изящнее. Там объявили, что к весне следующего года перейдут на принципиально новую схему кредитования клиентов. Из всех российских магазинов компании исчезнут представительства банков. Вместо них оформлять займы будут специальные брокеры. Именно они и будут рассылать заявку покупателя на кредит банкам-партнёрам торговой сети. Таким образом, неизбежно вырастет число одобренных займов. Ведь сейчас, если покупателю отказали в одном из банков, он может и передумать, пока дойдёт до представителя другого займодавца.

Конкуренция с интернетом

Желание торговцев «встряхнуть» торговлю с помощью кредитных продуктов в общем-то понятно. Дела у крупных сетей идут не слишком хорошо. Постепенно в крупных городах их магазины превращаются в своеобразные «музеи бытовой техники». Покупатели приходят туда, гуляют, беседуют с консультантами… а потом приобретают понравившийся товар в онлайн-магазинах.

Статистика данную тенденцию полностью подтверждает. Российский рынок бытовой техники и электроники в 2012 году, по подсчётам компании «М.Видео», вырос на 9,5% по сравнению с предыдущим годом и достиг примерно 36 млрд долларов. В этом году тенденция продолжилась. По подсчётам аналитиков компании Enter, в первом квартале 2013 года продажи бытовой техники и электроники по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подросли ещё на 13,6%, во втором квартале — на 9,3%.

Вот только всё чаще потенциальные покупатели сетей делают выбор в пользу интернет-магазинов. Например, по данным InSales.ru, в 2012 году россияне потратили на онлайн-покупки 350,6 млрд рублей (порядка 10,8 млрд долларов), что на 36% больше, чем в 2011 году. При этом именно бытовая техника и электроника являются самыми распространёнными интернет-покупками. Пока эти цифры относительно скромны. Но популярность шопинга в сети будет только расти. Не секрет, что многие крупные города страны ещё просто не в полной мере охвачены интернетом. Да и компьютерная грамотность россиян с каждым годом растёт.

 Собственно, и сами представители сетей уже признают, что от 20% до 40% их товаров приобретается именно в интернете. Более того, многие из них – например, «М.Видео» или «Эльдорадо» – уже давно запустили свои собственные интернет-подразделения. Симптоматично, что цены в них ниже, чем на аналогичные товары, лежащие на прилавках в реальных магазинах. Более того, некоторые акции и распродажи торговых сетей уже иногда проходят только в онлайн-магазинах.

Вопреки «линии партии»

Получается, что торговые сети, с одной стороны, готовы понижать цены на свои товары в интернете, но одновременно активно наращивают продажи по более высоким расценкам, да ещё и в кредит, менее «продвинутой» части населения.

Можно сказать, что такая политика торговых сетей всего лишь стимулирует граждан страны «образовываться» и учиться экономить. Но проблема в том, что подобные действия торговцев фактически прямо мешают политике Центробанка и Минфина по снижению доли закредитованности россиян. В настоящее время финансовые регуляторы уже прямо обсуждают вопрос ограничения максимальных процентов, назначаемых банками. Да и в целом работа с заёмщиками «обвешивается» всё новыми ограничениями.

Иными словами, банкиров вынуждают снижать количество займов, выдаваемых гражданам, а торговые сети, наоборот, увеличивают долю продаж в кредит. В принципе, представители электронного ретейла в такой политике не одиноки. Например, автосалоны также активно агитируют своих клиентов отовариваться в кредит. И как с этим бороться, чиновники пока, похоже, даже не задумываются.

Между тем, до тех пор пока торговцы имеют возможность безоглядно наращивать долю займов в продажах, политика ЦБ и Минфина обречена быть заведомо однобокой. Можно сколько угодно усложнять работу банкирам. Но если при этом не создать условия для снижения спроса на потребительские займы, то кредитная петля будет затягиваться всё сильнее.

 

Кирилл Пальшин