Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил, что в ближайшие дни его ведомство продублирует решение Роспотребнадзора о введении ограничений на поставки молочной продукции из Литвы. Два госоргана совместно контролируют безопасность поступающих в страну продуктов питания. Роспотребнадзор отвечает за готовую продукцию, а Россельхознадзор — за сырьё.

Как уже писал «Однако», ранее учреждение Геннадия Онищенко приостановило ввоз литовской молочной продукции в Россию. Причиной послужили претензии к качеству марок «Сваля» и «Рокишкио Тикрас». Ввозить их и прочие литовские бренды в Россию теперь нельзя. Значит, когда товарные запасы кончатся, эти продукты с прилавков исчезнут.

Не исключено, что компанию молочным продуктам скоро смогут составить мясо и рыба из Литвы. Роспотребнадзор уже попросил Федеральную таможенную службу усилить контроль за ввозом рыбы и мяса из Литвы. В недалёком будущем это, возможно, обернётся и запретом на ввоз в Россию. Ведь в случае с молочкой всё также начиналось с «усиления контроля».

Впрочем, даже массовый запрет на поставки литовских товаров в Россию не должен пугать отечественных потребителей. В целом доля Литвы, по оценкам экспертов, не превышает 2–4% от объёма импорта. «Истерика вокруг запрета литовской продукции нам совершенно непонятна. Её доля очень незначительна, и уход Литвы никак не скажется на обеспеченности россиян молочной продукцией и ценах на рынке», — сказал «Однако» представитель одной из молочных компаний. «Доля литовской продукции очень незначительна. Для рынка это не ощутимо», — подтвердил глава Минсельхоза РФ Николай Фёдоров.

Стоит ли опасаться «закрытия» Литвы как поставщика мяса и рыбы? Тоже вряд ли. Судя по объёмам поставок мяса, Литва вовсе не является серьёзным подспорьем для России — её доля очень невелика и более-менее заметна только по поставкам охлаждённой говядины. В прошлом году Литва завезла в Россию около 13 тыс. тонн этого мяса — но в общем объёме рынка это капля в море: ежегодно россияне потребляют 2,5 миллиона тонн охлаждённой и замороженной говядины. И исчезновение с полок литовской мясной продукции при таком раскладе никто и особо не заметит.

Литва также не является и крупным поставщиком рыбных продуктов. Исключение — шпроты. По оценкам руководителя Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимура Митупова, ежегодно россияне съедают около 30 тыс. тонн шпрот. Из этого объёма примерно половина ввозится из Литвы и Латвии. Большая часть поставок из прибалтийских стран — около 70% — приходится именно на Литву. То есть гипотетически на Новый год многие россияне рискуют остаться без традиционных шпрот. Но и только. По молоку, мясу и прочей рыбе недостатка не ожидается. А значит, можно предположить, что шпротный голод вряд ли заставит Геннадия Григорьевича Онищенко пересмотреть свои позиции относительно литовской продукции.

Кстати: не исключено, что последние события — всего лишь воспитательные меры в отношении Литвы. Известно, что после того как Россия ввела усиленный досмотр на границе с Литвой, последняя в ответ пригрозила запретом транзита из Калининграда.

И не исключено, что если чиновники прибалтийской республики от угроз перейдут к диалогу, «тучи над шпротами рассосутся».