«Нарушены отношения между уровнями власти»
Недостатки системы госзакупок заложены в самой системе контроля над ней, уверен эксперт
«Необходимо срочным образом ослабить контроль исполнительной власти над госзаказом», – заявил газете ВЗГЛЯД специалист по открытым данным и директор НП «Информационная культура» Иван Бегтин. Такой на первый взгляд парадоксальный совет он дал в качестве рецепта повышения эффективности государственных закупок.
В Смоленской области был размешен госзаказ на закупки школьного лабораторного оборудования на 46 млн рублей. «Условием конкурса была работоспособность оборудования, прошу внимания, в высокогорных условиях! Это в Смоленской области! Где там горы-то? Возможно, есть какой-то смысл в этом, но что-то сразу и не понять», – привел пример выдвижения нелепых условий, завышающих цены госзакупок, президент Владимир Путин в ходе заседания Госсовета.
«Сейчас получается, что левая рука исполнительной власти дает деньги, а правая рука исполнительной власти – ФАС – это контролирует. Это плохо»
«Бросаются в глаза завышенные цены, странные, а иногда и вовсе нелепые условия госзакупок», – отметил глава государства.
По данным контрольного управления, в 2012 году на официальных сайтах в сети интернет было размещено более 3,4 млн государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 трлн рублей. Выборочная проверка более 10 тыс. госзакупок за 2012 год показала, что 60% были проведены с нарушениями, возмутился Владимир Путин.
Также в прошлом году были выявлены факты невыполнения законов о государственных и муниципальных заказах на сумму более 130 млрд рублей, нарушений бюджетного законодательства – на 187 млрд рублей, сообщил президент.
По его словам, это не воровство – это отсутствие дисциплины. По итогам проверки, добавил он, к дисциплинарной ответственности были привлечены 27 тыс. чиновников.
«Очень большая цифра. Все вышесказанное считаю показателем системного характера существующих проблем», – заявил глава государства.
Путин призвал активней использовать инструменты общественного контроля в бюджетной сфере, чтобы избежать подобных случаев.
Какова главная проблема госзакупок, почему ее не решить с помощью общественного контроля и новой контрактной системы госзакупок, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал специалист по открытым данным и директор НП «Информационная культура» Иван Бегтин.
ВЗГЛЯД: По словам Путина, целых 60% из 10 тыс. проверенных госзакупок за 2012 год прошли с нарушениями. Знакомы с этими данными? Что это за нарушения?
Иван Бегтин: Я не знаю, результаты какого исследования оказались на руках у Путина, не знаю контекста.
ВЗГЛЯД: Исходя из ваших исследований, какие обычно происходят нарушения при госзакупках?
И. Б.: Заниженные сроки поставок, завышенные требования к поставщику, прописывание конкретных параметров товара, для того чтобы не прошли другие, сокрытие информации. Довольно много всего. И это только мы говорим о процедуре размещения госзаказа. А есть еще нарушения в процедуре контроля, то есть в контракте может быть написано одно, а реально может быть сделано совсем другое.
ВЗГЛЯД: Какие еще проблемы у нынешней системы госзакупок?
И. Б.: Главная проблема в том, что она централизована. Все закупки должны быть децентрализованы. Субъекты Федерации и муниципальные власти должны иметь право размещать закупки так, как они сочтут нужным в соответствии с законом. Федеральная власть не должна иметь полномочия по контролю за всеми уровнями власти в области госзаказа. Необходимо дать максимальные полномочия другим ветвям власти – законодательной и судебной.
Я считаю, что необходимо ликвидировать антимонопольную службу и передать ее полномочия контрольно-счетным палатам субъектов Федерации, а на федеральном уровне – Счетной палате. Необходимо распределить контроль за госзаказами между арбитражными судами и счетными палатами в субъектах Федерации и на муниципальном уровне, а также на уровне федеральной власти.
Поскольку основным расходным звеном у нас является исполнительная власть, а Счетная палата – это субъект финансового контроля законодательной власти, то это позволяет дать больше полномочий законодательной власти для контроля за исполнительной. В этом есть определенная логика. А сейчас получается, что левая рука исполнительной власти дает деньги, а правая рука исполнительной власти – ФАС – это контролирует. Это плохо.
ВЗГЛЯД: Во что это выливается?
И. Б.: Наше государство из федеративной республики превратилось в унитарную полуреспублику. Потому что сейчас в области госзказа нарушены отношения между ветвями, уровнями власти.
«Условием конкурса была работоспособность оборудования, прошу внимания, в высокогорных условиях! Это в Смоленской области! Где там горы-то?»
Федеральная исполнительная власть сконцентрировала на себе все полномочия по регулированию государственного и муниципального заказа, а также полномочия по контролю. Фактически это позволяет исполнительной власти контролировать хозяйственную деятельность не только исполнительной власти, но и судов, законодательных собраний, таких ветвей власти, как прокуратура и т. п., которые не подчиняются формально исполнительной власти.
Также федеральная исполнительная власть имеет возможность навязывать определенные правила регулирования. Тем самым у нас, первое, полностью пропала конкуренция в области регулирования, что снижает его качество. Второе, пропали лучшие практики по субъектам, которые были внедрены на единой точке сбора в виде портала zakupki.gov.ru.
В течение всего этого времени исполнительная власть получила максимальный контроль над тем, как все остальные ветви власти размещают свои заказы. Например, когда арбитражные суды размещали заказы и их заказы оспаривались антимонопольной службой, в итоге все равно побеждала исполнительная власть. То есть фактически вся текущая конфигурация госзаказа, несмотря на все реформы, перешла к жесточайшей централизации и к жесточайшему централизованному регулированию и контролю. Это недопустимо для любого государства, являющегося федеративной республикой, которой являемся и мы.
Если продолжать этот путь, то надо менять Конституцию и писать, что Россия не федерация с республиканской формой правления, а Россия – это унитарное государство с авторитарной формой правления, это будет более правильно. Поэтому необходимо срочным образом ослабить контроль исполнительной власти над госзаказом, при этом сохраняя, разумеется, контроль над такими ветвями власти, как прокуратура и иже с ними.
ВЗГЛЯД: А инструменты общественного контроля, к которым призывает активней обратиться Путин, не действенны?
И. Б.: До тех пор пока не построена на общественном контроле исполнительная власть, это не является приемлемым. Потому что проблема не в инструментах общественного контроля, проблема не в недостаточном внимании граждан. Проблема в том, что это внимание все равно делегируется в высшее представительство исполнительной власти – ФАС.
До тех пор пока госзаказ регулируется и контролируется исполнительным органом власти, ничего не изменится. Можно хоть тысячу волонтеров найти. В лучшем случае через СМИ будут появляться «бомбы», что нашли еще одного депутата, который завладел каким-то имуществом, какой-то компанией и еще участвовал в госзаказе. Это все будут единичные случаи. Системного изменения не произойдет.
Проблема централизации госзакупок – это главная и единственная проблема, а все остальные проблемы – это ее порождения.
ВЗГЛЯД: А контрактная система госзакупок, которая будет введена в России, что-то изменит?
И. Б.: Ничего не изменит. Она исправляет лишь самые страшные перегибы – регулирование процедур и недостаточный контроль за исполнением. Но она не решает фундаментальной проблемы, когда все контролируется исполнительной властью.
Это не вопрос процедуры, это не вопрос контроля за результатами, это вопрос конфигурации системы правления нашего государства, нашей с вами Федерации. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|