Ряд российских IT-компаний могут пополнить список стратегических предприятий государства. Данная инициатива Минкомсвязи пока что воплотилась только в черновом варианте стратегии развития информационных технологий на 2014–2020 годы, тем не менее оценить её полезность можно и на этой стадии. Мнения специалистов, как водится, разошлись.

Как поясняет газета «Ведомости» (в наличии у которой имеется документ), разработчики стратегии планируют таким способом обезопасить крупные отечественные организации от возможных слияний и поглощений западными гигантами. Попадание в список стратегических предприятий предполагает, что иностранные компании не могут получить над ними контроль без разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям, возглавляемой премьер-министром. Кроме того, инвестиции иностранцев в стратегические предприятия РФ осуществляются по специальной процедуре, в соответствии с федеральным законом №57 («О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

Правда, пока нет определённости в том, что инициатива Минкомсвязи войдёт в конечный вариант стратегии развития отрасли. Об этом сказал замминистра связи Марк Шмулевич. По его словам, в конце октября министерство будет обсуждать документ с правительством.

Нельзя сказать, что сами представители IT-бизнеса приняли инициативу с воодушевлением. Александр Калинин, президент компании НКК (возглавляет рейтинг крупнейших IT-компаний в 2012 г. по версии CNews), заявил, что польза от включения IT-компаний в список стратегических — сомнительна, т.к. это ограничивает возможности компании в привлечении инвестиций. Он отмечает, что открытый рынок всегда шире и имеет больше перспектив.

В свою очередь, сооснователь компании «Роса» (разработчик российской операционной системы с открытым исходным кодом) Дмитрий Комиссаров заметил, что отрасль информационных технологий, в отличие от нефтяной и газовой, не располагает никакими ресурсами, кроме человеческих. Иными словами, предприятие можно объявить стратегическим, но это не помешает людям, которые на нём работают, уехать из страны.

Дмитрий Тараба, председатель совета директоров и основатель NVision Group, считает, что идея не так уж плоха, однако важно сделать стратегическими компании, занимающиеся разработкой уникальных продуктов в области hi-tech и кибербезопасностью. По его словам, системную интеграцию защищать не имеет смысла: отечественные интеграторы доказали, что способны отстоять свои интересы даже в борьбе с крупнейшими мировыми игроками.

Марк Твердынин, председатель правления региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ), в разговоре с «Однако» инициативу воспринял более оптимистично:

 — Объявление этих компаний стратегическими действительно исключит их поглощение крупными иностранными организациями. Тем самым получается, что инфраструктура не может быть использована западными компаниями, ну и, соответственно, законодательство в этой сфере будет гарантированно исполняться.

Понятно, что при таком раскладе информация, которую передают или создают эти IT-компании, будет контролироваться и не будет попадать в руки иностранных компаний. Сейчас мы видим, что происходит с Google. Его обвиняют в том, что он контролирует, например, почту и может при этом не подчиняться российским законам, потому что находится в юрисдикции США. А в этом случае такой ситуации не произойдёт. Безусловно, здесь есть здравое зерно и для государства, и для граждан, и для компаний.

Что касается компаний, то, помимо контроля, это даст им и поддержку. Государство, реализуя проекты, связанные со стратегическими интересами, сможет уже вполне определённо положиться на фирмы, которые имеют подобный статус. Т.е., я думаю, что материально эти компании могут тоже выиграть от такого решения. Потому что для них становится возможным участие в государственном заказе — у компаний не будет препятствия, что они контролируются не российскими владельцами.

Возражения могут быть такие, что свободная коммерция ограничивается, но речь всё-таки идёт о важной отрасли, которая, пожалуй, сравнима с «оборонкой».

Из открытых источников понятно, что законодательство США предполагает полное взаимодействие IT-компаний с государственными органами. Из того, что в последнее время происходит, мы знаем, что соответствующие американские службы имеют доступ к сервисным компаниям и, соответственно, контролируют их в рамках разных антитеррористических законов, что, наверное, правильно. Также контролируют деятельность компаний, посредством которых может распространяться не только информация как таковая, но и всевозможные управляющие сигналы.

Нам также интересно, что будет с нами, как с простыми пользователями, и в чём нас ограничат. Ну, пожалуй, ни в чём. Если, конечно, мы не готовим террористический акт.

Беседовала Елена Гладкова