Тысячи уведомлений о платежах не дошли до государственной информационной системы (ГИС ГМП) из-за того, что около 50 банков, передающих данные о переведенных в бюджет средствах, оказались на несколько дней отключенными от системы Минкомсвязи, рассказали несколько пострадавших участников рынка.
«Отключение произошло в середине дня 24 сентября и возобновилось лишь в конце дня 26 сентября, - рассказали «Коммерсанту» в Киви-банке (входит в группу Qiwi, чья система принимает платежи в бюджет через терминалы). - При попытке выгрузить информацию обо всех начислениях клиента система выдавала сообщение об отсутствии прав доступа».
«Согласно неофициальным комментариям банкиров, у некоторых банков доступ к системе не был восстановлен и к выходным, сейчас у них остаются не переданными в систему по несколько тысяч уведомлений о платежах»
По словам участников рынка, Минкомсвязи, отвечающее за обеспечение электронного взаимодействия, изменило правила работы с системой, не уведомив банки, а «Ростелеком» отключил их от системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через которую происходит доступ к ГИС ГМП. По новым правилам работать с системой могут только те, кто направил в Минкомсвязи заявление о предоставлении прав доступа к ГИС ГМП, рассказали в Киви-банке.
В Федеральном казначействе, которое выступает оператором ГИС ГМП, признали свою озабоченность инцидентом. «Мы сформировали обращение к Минкомсвязи, на основании которого взаимодействие этих кредитных организаций с системой было восстановлено», - пояснила начальник управления развития бюджетных платежей Оксана Рудь. По ее словам, причины, повлекшие отключение без предварительного уведомления участников и согласования с оператором ГИС ГМП, уточняются.
В Минкомсвязи не ответили на запрос о случившемся. В «Ростелекоме» заявили: «Массового отключения кредитных организаций от СМЭВ и ГИС ГМП не производилось». «Подключение кредитных организаций производится в соответствии с регламентом, утвержденным правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления», - отметили в пресс-службе компании, добавив, что «вопросы» могли возникнуть у банков, подключившихся к системе недавно и не полностью уяснивших правила и процедуры взаимодействия.
Впрочем, среди банков, попавших под отключение, по сведениям издания, оказались и те, кто уже давно числится в списке подключившихся к системе, в числе них «Банк Москвы», ВТБ 24, Промсвязьбанк. При этом во всех опрошенных банках (кроме Киви-банка), подтвердивших наличие проблемы, на эту тему говорят только на условиях анонимности, а в большинстве банков наличие проблемы вообще отрицают. Согласно неофициальным комментариям банкиров, у некоторых банков доступ к системе не был восстановлен и к выходным, сейчас у них остаются не переданными в систему по несколько тысяч уведомлений о платежах граждан. «Ряд наших клиентов уже подал претензии об отсутствии информации об оплате штрафов в ГИС ГМП на протяжении нескольких дней», - рассказал источник в Киви-банке.
Проблема своевременной передачи информации о платежах граждан в бюджет возникает не впервые, однако ранее в этом обвиняли банки, ГИБДД (в части штрафов), других участников системы, нареканий же в адрес министерств и ведомств, обеспечивающих работу системы, до сих пор не было. «В результате крайними все равно останутся банки, - считает партнер юридической фирмы Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев. - С одной стороны, они не могут отказать клиенту в проведении платежа, так как это противоречит Гражданскому кодексу, а с другой — принимая платеж, но не обеспечивая своевременной передачи информации из-за сбоя, они не выполняют требования, которые к ним предъявляются как участникам ГИС ГМП».
Единственным выходом для них в такой ситуации было бы предупреждать клиентов о возможности несоблюдения сроков передачи информации о платежах, а также рисках того, что им придется самостоятельно представлять подтверждения платежей в госорганы, отмечает он. «Однако будут ли подключившиеся и отладившие работу с системой банки делать это — большой вопрос», - заключает он.
Отметим, что это уже не первые возникающие проблемы с системой. Так, в мае данные десятков тысяч граждан, оплативших штрафы за нарушение ПДД, не поступили в ГИБДД, из-за чего последняя сочла их не оплатившими взыскания, что, в свою очередь, грозило автовладельцам серьезными санкциями. Среди причин называли сбой в ГИС ГМП, а также то, что банки вовремя не передают информацию о платежах в казначейство.
Тогда же выяснилось, что только в 2012 году была получена информация из ГИБДД примерно о 500 тыс. неоплаченных штрафов, которые после проверки оказались оплаченными.
Дело дошло до правительства, которое провело совещание с участием представителей Минкомсвязи, Минфина, Федерального казначейства и ряда банков. Власти пытались найти решение проблемы. Так член Общественной палаты Анатолий Кучерена и замглавы думского комитета по транспорту Александр Старовойтов предложили объявить амнистию по ранее погашенным штрафам за нарушения ПДД, которые из-за сбоя считаются неоплаченными.
В качестве решения проблемы с 1 июля вступила в силу новая норма, по которой правительство Москвы забрало у Госавтоинспекции часть полномочий по взысканию штрафов. Сотрудникам Департамента транспорта Москвы пришлось вручную внесить информацию об оплате 200 тыс. штрафов.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1010
Рейтинг поста:
Американские сенаторы против российских банков 22-09-2013, ОКО ПЛАНЕТЫ
Предупреждение, типа?
--------------------