Украина посчитала, что если транзит российского газа через ее территории снизится вдвое, то часть газотранспортной системы придется законсервировать. А это может произойти сразу, как только заработает «Южный поток». Украина потеряет на этом 1–1,5 млрд долларов в год. Таким образом, прогнозы Алексея Миллера о том, что ГТС Украины скоро можно будет сдавать на металлолом, сбываются.
Украина может законсервировать часть своей газотранспортной системы, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35–37 млрд кубометров в год, заявил зампред правления Нафтогаза Вадим Чупрун. Недостаточная загрузка украинской газотранспортной системы приведет к убыткам, чего Украина себе позволить не может, объясняет он необходимость такого шага. «Мы готовимся ко всем вариантам развития событий», – добавил замглавы Нафтогаза.
О возможности частичной консервации украинской ГТС в минувшую субботу уже заявил и премьер-министр страны Николай Азаров. Правда, он не уточнял, при каких условиях это может произойти.
Теоретически Россия могла бы поставлять весь нынешний объем газа в Европу через украинскую ГТС, так как ее пропускная способность составляет как раз 150 млрд кубометров (столько же Россия продает Европе ежегодно). При небольшой модернизации украинской ГТС мощности прокачки газа можно было бы увеличить даже до 200 млрд кубометров в год, уверяет Азаров. Это в три раза больше, чем пропускная способность будущего «Южного потока».
Но Россия взяла курс на поставки газа в Европу в обход Украины. В итоге украинская ГТС сейчас эксплуатируется уже лишь на 60% своих мощностей, остальной же объем газа поставляется другими путями, жалуется Азаров. В связи с этим он призвал Европу и Россию взять на себя часть расходов на содержание украинской ГТС, если, конечно, они заинтересованы в том, чтобы она избежала частичной консервации.
«Почему только Украина должна нести затраты? Может, законсервировать две нитки этого газопровода? Нам 50 млрд кубометров газа хватит», – заявил премьер. «Давайте вместе принимать такое решение. Не может Украина одна нести такие колоссальные затраты», – заявил Азаров.
Впрочем, Россия вряд ли просто так согласится финансировать украинскую ГТС. «А если Украина начнет завышать уровень цен на прокачку газа, чтобы компенсировать потери, то при вводе «Южного потока» России будет выгодней вообще отказаться от украинского направления», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
По сути, Украина подтверждает неутешительные прогнозы Газпрома о судьбе украинской трубы. Глава Газпрома Алексей Миллер еще полтора года назад предупреждал, что политика Киева по пресечению любых инвестиций иностранных инвесторов в газотранспортную систему страны может привести к тому, что ГТС перестанет существовать как технический объект.
Тогда Россия еще готова была уменьшить мощности «Южного потока» и даже дать Киеву скидку на газ, если бы Украина поделилась трубой с Россией или консорциумом инвесторов из РФ и ЕС. Однако Киев был несговорчивым, не раз заявляя, что не намерен отдавать свое «сокровище». «Если, как можно услышать на Украине, ГТС – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее», – заявил в январе 2012 года глава Газпрома.
Как Украина теряет объемы транзита
«В среднем прокачка российского газа по украинской ГТС в последние 10 лет была на уровне 100 млрд кубометров в год, а в 2012 году объем транзита снизился до 82 млрд кубометров», – указывает ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко. В связи с началом эксплуатации двух веток «Северного потока» объем транзита газа через территорию Украины сократился почти на 20%.
В этом году объем транзита будет на прошлогоднем уровне или немного ниже, считает эксперт, так как после снижения в первом полугодии сейчас идет наращивание транзита. По официальным данным, в январе – августе этого года транзит российского газа через Украину снизился на 3%, однако в августе зафиксирован рост транзита на 32%.
«Если ЕС и европейские страны договорятся с Газпромом о пересмотре формулы цены на газ и стоимость голубого топлива станет более соответствовать рыночной конъюнктуре, тогда российский газ будет более востребованным в Европе и транзит его через Украину может даже увеличиться», – надеется Омельченко.
«Даже с учетом сдачи в эксплуатацию двух ниток «Северного потока» украинская ГТС все равно остается пока самым большим транзитером российского газа в Европу. Снизить объемы прокачки по трубе до 30–40 млрд кубометров газа в год Россия сможет, если будет построено две нитки «Южного потока» До этого момента Украина будет перекачивать российский газ на уровне 70–80 млрд кубометров в год, что достаточно для нормального функционирования ГТС», – отмечает Омельченко.
Планируемая мощность «Южного потока» стоимостью 16 млрд евро составляет 63 млрд кубометров газа в год. Строительство уже началось в декабре 2012 года, а первые поставки газа по этому направлению ожидаются в 2015 году.
Если Газпром выйдет на полную мощность «Южного потока», то транзит по территории Украины может сократиться еще больше – до 19 млрд кубометров в год. Правда, этому может помешать Третий энергопакет ЕС, по которому половина трубы должна будет резервироваться для альтернативных поставщиков газа. Однако Россия продолжает добиваться вывода «Южного потока» из-под действия Третьего энергопакета.
Сколько теряет Украина
В прошлом году Украина потеряла от снижения объемов транзита российского газа порядка 500–600 млн долларов, посчитал украинский экономист. Сейчас, по его оценкам, Украина зарабатывает порядка 3 млрд долларов на транзите российского газа (чистый доход) в год. Соответственно, снижение объемов транзита вдвое с 80 до 40 млрд кубометров в связи с вводом «Южного потока» приведет к потере 1–1,5 млрд долларов, говорит Омельченко.
Эти потери не будут критичными для экономики страны, так как Киев сможет заработать на других направлениях. «Украина может частично компенсировать эти потери за счет более активного использования своих подземных хранилищ. Есть планы по созданию на Украине восточно-европейского хаба, и ЕК поддерживает этот проект», – считает Омельченко.
Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий уверяет, что Украина может предложить газотрейдерам возможность одновременного хранения до 15 млрд кубометров газа в украинских подземных хранилищах. По его словам, это даст трейдерам возможность реально влиять на уменьшение сезонных ценовых колебаний при спотовой торговле газом в Европе и поставлять значительные объемы газа на украинский рынок.
«В украинские хранилища могут поставлять газ как украинские компании, добывающие газ, так и такие гиганты, как Chevron и Shell, которые собираются добывать сланцевый газ на Украине, а также другие компании Западной Европы», – говорит Омельченко.
Также Украина может компенсировать потери за счет использования своей ГТС в реверсном режиме в еще большем объеме, указывает украинский экономист.
Источником реверсных поставок на Украину может быть российский газ, пришедший в Европу по «Северному потоку» и через Белоруссию, заявил сегодня замглавы украинского минэнерго Сергей Чех.
Украина уже начала в прошлом году поставки газа по реверсу из Европы через Польшу, а весной этого года стала получать первые объемы через Венгрию. Однако пока объемы реверсных поставок незначительны. Впрочем, Киев еще ведет переговоры по организации поставок через Словакию и Румынию. Между тем Газпром считает, что это не физический, а виртуальный реверс, поэтому схема незаконна. Киев, конечно, не согласен с такими обвинениями, заявляя, что реверс является реальным и поэтому законным.
Надежды могут не оправдаться
Между тем российский эксперт Сергей Пикин считает, что «потери Украины от снижения объемов транзита, измеряемые миллиардами долларов, будут существенными для украинского бюджета, особенно при нынешнем уровне закредитованности украинской экономики и необходимости в ближайшие годы гасить приличную часть долгов МВФ». А надежды на сланцевую революцию и реверсные поставки могут не оправдаться.
В частности, договориться со Словакией о реверсе газа будет сложно. Страна уже заявила, что пойдет на такой шаг только в случае согласия Газпрома, который, в свою очередь, вряд ли даст добро.
«Украина надеется на проект по сланцевому газу, считает это панацеей от всех проблем. Надеется, что у нее произойдет, как в США, где сланцевый газ стал локомотивом экономики после рецессии 2008 года. Украина уверяет, что сможет получить газ по 120 долларов за тысячу кубометров, что соответствует ценам США», – напоминает Пикин.
«Насколько эти ожидания будут оправданны, увидим в ближайшие годы, когда завершится шельфовое бурение и станет понятна реальная себестоимость добычи этого газа. Украина не учитывает, что в США большой рынок сланцевого газа с развитыми технологиями и с высочайшей конкуренцией, которая предполагает подобное снижение цен. Там не единичные установки, там тысячи бурильных установок», – отмечает Пикин.
Кроме того, потенциальные объемы добычи нетрадиционного газа не всегда оправдываются. «Пересмотр объемов извлекаемого сланцевого газа в США был кратным. Сначала говорили о том, что им хватит этого газа на ближайшее столетие, а потом – на значительно меньший период времени», – напоминает эксперт.
В частности, Европа тоже все надеялась на сланцевую революцию, однако она так и не случилась. В Испании, к примеру, компания Repsol отложила запуск первого проекта по добыче сланцевого газа, так как правительство запретило использование метода гидроразрыва пласта. В Польше, которая обладает крупнейшими в Европе запасами сланцевого газа, попытки всерьез заняться добычей этого газа также терпели неудачу.
Правда, этим летом Польша наконец первой в Европе объявила о начале добычи этого вида топлива. Компания Lane Energy Poland, подконтрольная ConocoPhillips, заявила, что с конца июля добывает около 8 тыс. кубометров газа в сутки на тестовой скважине на севере страны. Однако компания пока так и не перешла к промышленной эксплуатации. Добываемые же объемы явно недостаточны для освобождения Польши от зависимости от российского газа. При нынешних темпах добычи Польша может добыть за год порядка 2,9 млн кубометров сланцевого газа, тогда как страна потребляет около 15 млрд кубометров газа в год.
Ольга Самофалова
Взгляд