Молдавский маскарад
Строительство газопровода, призванного избавить Кишинев от зависимости от Газпрома, оказалось блефом
Громогласное начало строительства газопровода между Румынией и Молдавией оказалось «срежиссированным маскарадом», заявляют депутаты Европарламента. Сразу после торжественной церемонии все оборудование и трубы были увезены. Как оказалось, масштабные планы Молдавии по избавлению от российского газа не так-то просто реализовать.
Финансируемое ЕС строительство газопровода Унгены – Яссы между Румынией и Молдавией – срежисированный маскарад, заявила депутат Европарламента Елена Бэсеску в своем письме к еврокомиссару по вопросам энергетики Гюнтеру Эттингеру.
Именно Эттингер в конце августа этого года принял участие в торжественной закладке этого газопровода вместе с премьер-министрами Молдавии и Румынии Юрием Лянкэ и Виктором Понтой. Однако в реальности строить трубу до сих пор не начали, жалуется Елена Бэсеску. Этот газопровод разрекламирован как альтернатива поставкам газа в Молдавию из России.
«Строительство газопровода не началось до настоящего момента – все оборудование и трубы на следующую же ночь после закладки увезли. В связи с этим я направила письмо еврокомиссару Эттингеру, в котором проинформировала о маскараде, срежиссированном премьером Понтой 26–27 августа, жертвой которого стал и официальный европейский чиновник», – заявила Елена Бэсеску, которая является дочерью президента Траяна Бэсеску и представляет Румынию в Европарламенте.
По ее утверждению, премьер Румынии Виктор Понта просто пустил пыль в глаза, желая заработать политические очки на открытии строительства, которое за месяц так и не сдвинулось с места. По ее словам, это была попытка Понты «стимулировать, с одной стороны, позитивные и конструктивные связи с Еврокомиссией, а с другой – поддержку сближения Молдовы при интеграции в ЕС».
Евродепутат выразила надежду, что Эттингер окажет необходимое влияние на правительство в Бухаресте, чтобы оно выполнило обещание по прокладке объекта, связующего газотранспортные системы Молдовы и Румынии.
По словам Елены Бэсеску, теперь газопровод может быть закончен только к концу марта 2014 года. «Даже если это укладывается в сроки, предусмотренные проектом Еврокомиссии, есть все признаки, что даже этот срок не будет соблюден. И это просто потому, что работы даже не начались, не существует четкой даты, когда проект мог бы эффективно развернуться», – добавила она.
На прошлой неделе глава Румынии провел инспекцию строительства газопровода. Но на месте его встретили только охранник и представитель строительной компании. «Мне сообщили, что к декабрю, когда запланирована сдача трубопровода, ничего готово не будет. Надо быть ответственными – мы не можем врать, на кону наш престиж. Представители ЕС, которые финансируют проект, обо всем осведомлены, их не удастся надуть», – сказал Бэсеску.
Молдавия и Румыния еще в прошлом году обещали построить этот газопровод, правда, вдвое меньшей протяженностью, к концу 2012 года. Тогда этот проект оценивался в 20 млн евро, из которых 9 млн евро должна была оплатить Молдавия, еще 11 млрд евро – Румыния. Но в прошлом году проект так и остался на бумаге.
Сейчас речь идет о газопроводе протяженностью 43 км и стоимостью в 26,5 млн евро. В начале этого августа был, наконец, подписан контракт о финансировании строительства, в частности о выделяемом ЕС на эти цели гранте в размере 7 млн евро. Из них 3 млн евро достались Молдавии. Но даже получив деньги от ЕС, республика не начала запланированное на 27 августа строительство своего участка.
В районном центре Унгены, как писала местная пресса, задержку объясняли отсутствием необходимых строительных материалов, а именно труб, которые были заказаны в Италии. При этом уже на момент открытия строительной площадки газопровода всем было известно, что их доставка займет не менее трех недель, указывали местные агентства.
Однако эксперты называют финансовую причину такого маскарада. «Просто денег нет. Одно дело – торжественно открыть и получить политические дивиденды, а другое дело – реально инвестировать. Скорее всего, сейчас идет процесс переговоров и поиск реальных денег. Молдавия и Румыния вряд ли смогут самостоятельно реализовать этот проект без привлечения инвестиций со стороны в том числе ЕС», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Молдавия надеется за счет этого газопровода на диверсификацию поставок газа. Объявление о начале строительства там называли декларацией об энергетической независимости республики от России. Теоретически этот газопровод позволит транспортировать 1,5 млрд кубометров природного газа в год, что сопоставимо с объемом годового импорта газа Молдавией без учета Приднестровья.#{ussr}
Но если этот газопровод все-таки будет построен, то нет никаких гарантий, что его мощности будут полностью заполнены. Идея о поставке в Молдавию газа из Румынии в реверсном режиме обречена на провал. Сама Румыния не покрывает свои потребности и импортирует от 22% до 42% от потребляемого ею газа. Основным румынским поставщиком также является Газпром. Поэтому энергонезависимость самой Румынии, где добыча падает, а спрос на импортный газ в целом растет, под вопросом, отмечает содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.
Правда, в 2009 году Румыния отсудила у Украины черноморский шельф с потенциальными залежами сланцевого газа. Но даже если объемы запасов там подтвердятся, то добыть реальный газ получится не раньше 2020 года.
«Молдавия сможет брать газ только из европейской газотранспортной системы, где треть занимает Газпром. То есть газ для Молдавии будет закупаться на спотовых рынках ЕС и переправляться в Молдавию», – считает Сергей Пикин.
«Республика может начать покупать газ по цене, близкой к цене на спотовых рынках. Сейчас там газ стоит дешевле, чем по восточным договорам Газпрома, и это может оказаться выгодным. Но надо понимать, что спотовый рынок весьма волатилен. То, что сейчас выгодно, не обязательно в будущем тоже будет выгодно. Поэтому здесь есть риск, что данный долгосрочный проект вообще не окупится», – добавляет Пикин.
Эксперты также указывали, что газопровод Унгены – Яссы потребуется еще продлевать до Кишинева, а это значит построить еще одну трубу протяженностью в три раза больше предыдущей – 130 км. На это уйдет еще как минимум пять лет и более 50 млн долларов. Кроме того, надо построить компрессорные станции и другую транспортную инфраструктуру.
В дальнейшем, чтобы добиться реального снижения зависимости от российского газа, необходимо также построить газопровод «Набукко», отмечает Бирг. Однако об альтернативных поставках газа в Молдавию через проекты Nabucco или AGRI пока речи не идет, так как они существуют только на бумаге.
Планы Восточной Европы на азербайджанский газ также оказались эфемерными. На прошлой неделе европейские покупатели подписали с Азербайджаном соглашения о поставке газа с месторождения Шах-Дениз. Однако вместо того чтобы снабдить голубым топливом дефицитную Восточную Европу, азербайджанский газ пойдет в Италию, Грецию и Болгарию.
Для Газпрома потеря небольшого рынка сбыта в лице Молдавии не критична. Ежегодный экспорт Газпрома, единственного поставщика газа в Молдавию, составляет более 3 млрд кубометров газа в год, в то время как в страны ближнего зарубежья в общей сложности монополия экспортировала в прошлом году порядка 64,4 млрд кубометров.
«Однако тенденция к диверсификации поставщиков газа в Европе продолжится, что в долгосрочном периоде может нанести ущерб интересам Газпрома. В частности, должны увеличиться поставки среднеазиатского газа, а также планируется интегрировать некоторые страны в энергетическую инфраструктуру Европы», – предупреждает Григорий Бирг.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 139
Рейтинг поста: