Новые банки начали использовать социальные сети Facebook, Twitter и LinkedIn, чтобы определить надёжность людей, которые обращаются к ним за кредитами, сообщает информационный портал Mother Jones. Эта практика достаточно нова и её использование нигде юридически не закреплено, но юристы уже заявляют, что подобные действия нарушают право на частную жизнь и могут привести к дискриминации.
Одним из таких кредиторов в США является компания LendUp, базирующаяся в Сан-Франциско. Перед выдачей займов её сотрудники проверяют аккаунты претендентов в соцсетях, выясняя, сколько у них друзей и как часто они взаимодействуют. Для этого банка социальная активность показатель стабильности человека.
Еще одной американской компанией, использующей подобную практику, стала lender Neo. Она фокусируется на количестве контактов потенциального клиента в сети LinkedIn, пытаясь определить, как быстро потенциальный заёмщик сможет найти работу, в случае увольнения.
Другая фирма, Lenddo, предоставляет кредиты гражданам развивающихся стран. Но человек никогда не сможет стать их клиентом, если у него в друзьях находится пользователь, который когда-то не выплатил или выплатил с запозданием кредит этому кредитору.
Защитники прав потребителей опасаются, что такая практика может привести к спекуляции частными данными, а также необоснованно нанести вред репутации пользователей. Ведь отказ в кредите навешивает на пользователя определённый ярлык.