…На самом деле, эту новость трудно назвать совсем уж неожиданной и ещё труднее отнести к так называемым «первополосным», но — факт остаётся фактом: Россия и ЕС всё-таки договорились по мощностям газопровода OPAL, что позволит вывести его из-под действия так называемого «третьего энергопакета ЕС». Дословно: «Участники рабочей группы РФ и ЕС по проекту OPAL на заседании в понедельник согласовали условия эксплуатации газопровода, «Газпром» и регулирующие органы Евросоюза до конца октября подпишут соответствующее соглашение». При этом, как отметил собеседник агентства, не сообщивший подробностей договорённостей, «условия удовлетворяют обе стороны».

И вот тут-то, мои дорогие, и начинается самое интересное.

Дело в том, что у всего этого «проекта соглашения» была ещё и третья сторона: в лице Польши и республик Прибалтики, исторически выступавших против любых «уступок русским». И даже «четвёртая»: Украина, уже давно приравнявшая свой газопровод к фаллическому символу нэзалэжности. И если интересы поляков в этой ситуации хотя бы как-то компенсируются принятым в апреле этого года решением о строительстве идущего через территорию этой страны газопровода «Ямал-2», то «обеспокоенность» прибалтийских тигров и украинских эуропейцев, судя по всему, решено просто самым решительным образом проигнорировать.

И более того.

Некоторая, даже немного вызывающая в свете близящегося подписания с Украиной «соглашения об ассоциации» поспешность, устраняющая препятствия на пути работы «Северного потока», говорит только об одном: в ЕС прекрасно понимают, как на ассоциацию Украины с ЕС будет реагировать Российская Федерация. И отнюдь не горят желанием испытывать от этой реакции хотя бы малейший дискомфорт.

Означает это простую вещь: «ваш шлях в Европу — ваши проблемы. А наш бюргер должен содержать себя в тепле, и у него всегда должны быть горячие колбаски к холодному пиву, — иначе он, знаете ли, наголосует».

Ну, тут другого, в общем-то, как-то и не следовало ожидать. Нам же интереснее другая, «стратегическая», так сказать, данность, вытекающая из сложившейся ситуации: на транзитных возможностях и мощностях украинской ГТС поставлен согласованный крест. Иначе не имеет ни малейшего смысла вести разговор с англичанами и французами о третьей и четвёртой нитках Nord Stream (немцы и там, кстати, «при интересе»), тянуть «Южный поток» и договариваться с поляками по второму «Ямалу».

Решение окончательное и обжалованию, похоже, не подлежит.

Просто ни Россия, ни ЕС (в лице, прежде всего, Германии) больше не хотят быть хоть в какой-то степени зависимыми от действий настолько неудобного и непредсказуемого посредника. Первые серьёзные проблемы с которым, к тому же, возможны уже нынешней зимой.

Ну, что тут можно сказать: однако, привыкайте к новым реалиям, панове.

Дальше будет круче. Европа, кстати, к «новым реалиям» если ещё не очень готова, то вполне конкретно готовится. Потому как в трудной схватке между идеалами и интересами уж кто-кто, а европейцы — всегда были людьми предельно прагматичными, несмотря на всю свою внешнюю склонность к сентиментальной романтике.