В конце прошлой недели Минфин озвучил предложения по масштабному урезанию бюджетных расходов в 2014—2016 гг. Фактически речь идёт о полноценном секвестировании бюджета, несмотря на то что чуть более чем неделей ранее президент России Владимир Путин заявлял, что такой необходимости нет.

Меры предлагаются действительно экстраординарные: ничего подобного российское правительство не делало и не предлагало делать с начала века. Особенно удивительными проблемы бюджета могут показаться, если вспомнить о том, что цены на основные товары российского экспорта — нефть и газ — находятся на достаточно высоких уровнях.

Однако снижение доходов — текущее и ожидаемое — заставило правительство пойти на урезание бюджета. Ещё в июле глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что «есть вопросы по поступлению НДС, есть вопросы по поступлению налога на прибыль, а также по поступлению средств от приватизации» и «в горизонте трёх лет… необходимо оптимизировать те принятые обязательства, которые мы сегодня исполняем».

В том, что дышащий на ладан российский бизнес сокращает отчисления НДС и налога на прибыль до такой степени, что это заметили на самом высоком уровне, ничего удивительного нет. Износ основных фондов, административные барьеры, «дорогие деньги» и растущие тарифы наконец-то принесли свои зримые плоды. Произошло это в немалой степени из-за того, что именно сейчас вдруг стала очевидной невозможность и далее компенсировать плачевное состояние внутренней экономики благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Потому как конъюнктура вдруг перестала быть благоприятной. Так, причинами предстоящих сокращений расходов бюджета глава правительства Дмитрий Медведев, в частности, назвал повышенную волатильность на мировых рынках, а также замедление темпов роста экономики в других странах. Чтобы было понятно: «повышенная волатильность» означает, что цены на мировых рынках в данном периоде не только растут, но и могут значительно проседать, а «замедление темпов роста экономики в других странах» неизбежно приводит к сокращению этими странами импорта сырья: нефти, металлов и так далее. И то, и другое отрицательно сказывается на доходной части российского бюджета.

Короче говоря, нам грозит одновременно и снижение цен на основную продукцию российского экспорта, и сокращение физических объёмов её поставок. Топливо в виде постоянно дорожающего и экспортируемого во всё возрастающих количествах сырья, на котором российская экономика совершила невиданный рывок в начале тысячелетия, закончилось. Медаль глобализации повернулась к России обратной стороной.

Очевидно, что адекватным ответом на ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры может быть только хорошо сбалансированная экономика с опорой на развитый внутренний рынок с преобладанием отечественного производства во всех ключевых отраслях. Россия же, к сожалению, на сегодняшний день ничего лучше Резервного фонда не изобрела. А потому нас ждёт неизбежное сокращение бюджетных расходов. Подробности станут известны уже 19 сентября, когда правительство рассмотрит проект бюджета на ближайшие три года.

 

Денис Емельянов