Утверждённый вчера правительством базис пенсионной реформы, как сообщили его авторы, укрепит в России т.н. средний класс, сделает пенсии более адресными, повысит их надёжность.

Теперь этот документ, как и пенсионная реформа в целом, ждут доработки и затем рассмотрения президентом России. Предполагается, что совещание по этой теме будет проведено в ближайшую среду.

Как сообщила вице-премьер РФ Ольга Голодец, больше никаких изменений в формулу вносить не планируется: «Мы согласовали абсолютно со всеми эту формулу. Она проходила серьёзное общественное обсуждение, этот вариант сегодня приемлем для всех».

Напомним, как будет высчитываться пенсия для граждан начиная с 2015 года. Предполагается, что теперь она будет состоять из двух частей: накопительной и страховой. Также будет установлена минимальная фиксированная выплата (на данный момент это чуть больше 3 тыс. рублей). Основное нововведение заключается в том, что в формуле появляется новое понятие — ИПК, индивидуальный пенсионный коэффициент. Эти условные единицы будут копиться весь стаж работника, причём их число будет зависеть от уровня зарплаты, уплаченных страховых взносов и длительности стажа.

В этой связи становится, например, выгодным откладывание выхода на пенсию, поскольку за 5 лет продлённого стажа пенсия вырастет в 1,5 раза, а за 8 лет — на 90%.

Следует отметить, что, несмотря на заверения вице-премьера, по данным источника «Известий» в Минтруде, в формуле есть некоторые спорные моменты, которые ещё будут утрясаться, хотя, конечно, в целом она одобрена. Так, спорным остаётся то число ИПК, которое надо накопить за стаж, чтобы в принципе получать пенсию. В последней версии законопроекта о пенсиях их число увеличилось с 23 до 28.

К примеру, чтобы накопить 28 баллов, нужно уплачивать страховые взносы с 2 МРОТ в течение 20–25 лет, а с 1 МРОТ — 40–50 лет. Соответственно, низкооплачиваемые категории трудящихся могут оказаться за порогом системы.

Кроме того, Минтруд предлагает в ходе пенсионной реформы сделать больший акцент на адресность и целевой характер пенсий. То есть, возможно, будет определяться уровень нужды пенсионера и в зависимости от этого — корректироваться уровень его пенсии.

Напомним: проект новой формулы был представлен Минтрудом в конце марта 2013 года. Введение этого документа планируется с 1 января 2015 года, но уже с 25 июня на сайте Пенсионного фонда РФ размещён калькулятор, на котором граждане могут рассчитать ориентировочный размер своей будущей пенсии.

Валерий Рязанский, председатель комитета Совета Федераций по социальной политике, председатель Союза пенсионеров России, подробно рассказал «Однако», из каких сомножителей и коэффициентов состоит формула и как она рождалась:

— Формула состоит из сомножителей, и каждого будущего пенсионера волнует, естественно, итог соотношения этих сомножителей. А нам как законодателям, тем более тем, кто занимается социальной политикой, крайне важно определить, что собой представляет каждый сомножитель. Что должно влиять на будущую пенсию? Только стаж? Или стаж, связанный с оплатой труда? Либо это стаж и объём средств, перечисляемых в пенсионную систему? И вот в результате всех этих рассуждений формула представляет собой некий консенсус, который достигнут в ходе этих дискуссий.

Итак: формула позитивна для людей, которые дольше трудятся. Причём трудятся, находясь в официальных трудовых отношениях. Такими трудовыми отношениями мы считаем трудовые отношения, в результате которых происходят отчисления части заработной платы работодателем в соответствующие социальные фонды: фонды пенсионного страхования, фонды медицинского и социального страхования.

Дальше: формула работает в пользу тех, кто повышает свою квалификацию и стремится к более высокой заработной плате, причём к зарплате, выплачиваемой «в белую».

Ну и наконец: формула мотивирует к более длительной работе после выхода на пенсию. Почему мы считаем, что это верный подход? Потому что у нас 13,9 млн пенсионеров из ныне живущих 40,3 млн пенсионеров работают, и государство не собирается отказываться от их услуг. Да, честно говоря, и не сможет отказаться, потому что большинство пенсионеров работают на должностях в бюджетной сфере, достаточно низкооплачиваемых, куда люди более молодые просто не придут.

Таким образом, формула подчёркивает именно эту компоненту. В меньшей степени эта формула устраивает людей, которые занимаются трудом самостоятельно, то есть самозанятое население. Тех, кто не оформляет свои отношения с государственными фондами страхования и не оплачивает взносы либо оплачивает их в минимальном объёме.

В результате вне формулы оказываются низкооплачиваемые категории, самозанятые, которые не хотят заключать договоры, люди с неполным рабочим днём, люди, которые не планируют работать весь трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, ― это 15 лет. Вполне естественно, формула мотивирует на более длительный, квалифицированный, высокооплачиваемый труд, и в меньшей степени формула будет поддерживать тех, кто этим показателям не будет соответствовать. Это «общая философия формулы».

Теперь по содержанию сомножителей, которые в ней имеются. В ней есть соотношение личной заработной платы и средней заработной платы по стране, точнее, не средней, а той максимальной, из которой исчисляются пенсионные взносы. Поэтому если зарплата имеет «больший вес», это значит, что у человека больший пенсионный коэффициент. Это мотивация на более высокую зарплату.

Там есть коэффициент, который определяет помощь государства женщине, которая ухаживает за детьми. На сегодняшний день мы уточняем вопрос, как он будет высчитываться. Это будет полтора года на каждого ребёнка. Таким образом, формула показывает, как государство участвует в формировании пенсионных прав женщин, имеющих детей. Есть показатель, который мотивирует человека на более поздний выход на пенсию. Это коэффициент, который тоже даёт серьёзную прибавку к зарплате.

Ну и в этой связи надо сказать, что природа каждого из этих сомножителей должна быть определена законодательно. На сегодняшний день в этой формуле — при её достаточно ясной логистике — есть моменты, которые требуют уточнений с точки зрения социальной политики.

Первый вопрос: работающий пенсионер сохраняет право на ту пенсию, которую он заработал? Или он будет получать только её часть. Похоже, сейчас в этом вопросе есть уже некоторая ясность. Говорили, что пенсия работающего пенсионера не будет сокращаться.

Вторая тема — это индексация пенсии работающих пенсионеров. Потому что были разные подходы. Говорили, что работающий пенсионер будет получать пенсию, но при этом она не будет индексироваться, как происходит сейчас по закону.

Вопросы, связанные с количеством нестраховых периодов для женщин, ухаживающих за детьми. Сколько должно быть этих периодов? Три-четыре-пять, или их количество должно быть ограничено? Плюс объёмы перечислений за женщину. Она же в этот момент не работает, за неё средства в пенсионную систему будет перечислять государство. То же самое касается молодых людей, служащих в армии.

Поэтому сама природа этих коэффициентов подлежит обсуждению в ходе подготовки проекта закона, где будет объясняться каждый из сомножителей этой формулы. Вот то, что нам предстоит сделать осенью.

Кроме того, есть ещё ряд вопросов по сомножителям. Например, досрочный выход на пенсию. Вопросы, связанные с вредными условиями труда. Есть тема северян. Все эти показатели будут умножаться на индивидуальный пенсионный коэффициент, а вот сколько будет весить этот коэффициент, будет зависеть от многих факторов: от того, сколько людей будут участвовать в пенсионной системе, каково будет её благополучие, и ряда других показателей, которые напрямую от самого пенсионера зависят мало.

И в этой связи, безусловно, депутаты и сенаторы настаивают на том, что легитимность этого коэффициента, прозрачность его формирования должны быть абсолютно понятны и утверждаться соответствующими решениями, по крайней мере, на уровне законов о бюджетах, постановлениями правительства.