5 сентября «на полях» форума G20 было подписано соглашение между «Газпромом» и CNPC о поставках российского газа в Китай. Договор вроде бы юридически обязывающий, в нём есть сроки, объёмы, уровень «бери-или-плати», но по-прежнему нет методики расчёта стоимости. А значит, строго говоря, вопрос с поставками остаётся нерешённым.

При этом в июле, если конечно доверять источникам «Ведомостей», «Газпром» планировал начать строительство газопровода «Сила Сибири» уже в ноябре, даже не имея на руках контракта с Китаем. Напомним, что, как неоднократно заявляли официальные представители «Газпрома», строительство новых экспортных трубопроводов всегда увязывается с наличием «железобетонных» контрактов на поставки, гарантирующих прокачку газа. Впрочем, уже 4 сентября стало известно, что компания всё же решила пока повременить со стройкой.

Есть ли логика в этой чехарде сменяющихся планов? В общем-то есть, и она достаточно прозрачная.

Напомним, что газопровод когда-то будет выглядеть вот так (схема с сайта «Газпрома», «Сила Сибири» — в красном цвете):

Но как минимум на ближайшие лет десять можно говорить фактически о двух независимых проектах:

1) разработка Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская область) месторождений с продажей топлива в Китай (газ должен пересекать границу в Благовещенске);

2) разработка сахалинских месторождений газа, транспортировка топлива по уже готовой трубе «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» и последующее сжижение во Владивостоке с продажей на азиатском рынке СПГ.

В такой схеме фактически «перемычка» между Благовещенском и Хабаровском на первых порах вообще будет не нужна. Восточносибирский газ может понадобиться только для более поздних этапов работы завода СПГ, когда сахалинские запасы несколько истощатся, а во Владивостоке будет запущена третья очередь завода по сжижению. (Кроме того, на самом Сахалине может быть построено ещё несколько производств СПГ).

Но переговоры с Китаем идут непросто. КНР вдобавок ко всему на днях подписала соглашение с Туркменией об увеличении объёмов поставок до 65 млрд кубометров в год (это на перспективу, пока годовые объёмы импорта — чуть больше 20 млрд кубометров).

Поэтому «Газпром» и намекает Китаю: не будете брать, продлим газопровод до побережья и будем сжижать все объёмы, в том числе якутского и иркутского газа. А потом продавать СПГ куда угодно: может, в тот же Китай, а может, в Южную Корею или Японию. Отсюда и все разговоры о скором строительстве «Силы Сибири».

Такая схема до недавнего времени описывала ситуацию. Но эту понятную картину внезапно путают сведения, опубликованные на днях в «Коммерсанте». По этим данным, первоочередным источником газа для Китая может стать именно сахалинский газ. В таком случае «ненужная» перемычка «Благовещенск — Хабаровск» должна быть построена в первую очередь и, соответственно, запущена в обратном направлении. Такая схема, если она действительно будет реализована, вызывает много вопросов.

Очевидно, что расположение сахалинских запасов является оптимальным для производства именно СПГ, что позволяет снизить зависимость от покупателя. В случае трубопроводных поставок в Китай газ с Сахалина фактически пойдёт в западном направлении. Более того, если в дальнейшем восточносибирский газ всё же дойдёт до восточных границ страны, то ситуация получается вообще парадоксальная.

Объяснений этому может быть несколько.

Во-первых, пока неясны объёмы сахалинских запасов. Весной «Газпром» предполагал найти на Южно-Киринском месторождении на Сахалине «второй Штокман», т.е. увеличить нынешние доказанные запасы месторождения (560 млрд) в несколько раз. Одновременно были анонсированы масштабные инвестиции (15 млрд рублей) в доразведку месторождения. Если газа на Сахалине действительно оказалось больше, чем планировалось, в таком случае перенаправление части газа с острова в Китай может быть оправданным.

Но и в этом случае запасы Чаянды и Ковыкты становятся ещё сильнее ориентированы на китайский рынок. Таким образом, новая конфигурация поставок, очевидно, в большей степени отвечает интересам Китая, и что-то должно быть предложено взамен.

Возможно, речь идёт только о ценовых преимуществах. Но не исключено и комплексное соглашение, затрагивающее различные сферы российско-китайского сотрудничества.

Ну и в третьих, не стоит забывать, что пока информация о новом маршруте для сахалинского газа это всего лишь «утечка», хотя и очень любопытная. О развитии событий мы будем информировать уважаемых читателей.

 

Александр Собко