Объём комиссионного вознаграждения, выплачиваемого страховыми компаниями своим посредникам, растёт значительно быстрее объёма премий, собираемых с их помощью. Такие выводы можно сделать, анализируя данные, опубликованные Федеральной службой по финансовым рынкам. В первом полугодии этого года посредники получили от страховщиков 70,1 млрд рублей комиссионных, что на 40,2% больше, чем годом ранее. В то же время объём страховых премий, привлечённых через посредников, составил 297,3 млрд рублей (прирост всего на 16%). Отметим, что всего страховым компаниям за шесть месяцев удалось собрать 466 млрд рублей. То есть посредники принесли в «копилку» сектора почти 64% премий.

Основной вклад в достижение таких темпов прироста внёс банковский сектор. Активное развитие розничного кредитования привело к увеличению сборов по связанным видам страхования (например, жизни и здоровья заёмщика). Комиссии страховщиков банкирам увеличились сразу на 87% (на 13,9 млрд рублей). При этом сборы через банки выросли лишь на 43%. Это связано с явно возросшим аппетитом кредитных организаций. Так, средний уровень комиссии в этом канале продвижения страховых продуктов составил 46,4%, тогда как годом ранее он достигал лишь 36%. Однако даже такие внушительные цифры — это лишь «средняя температура по больнице». На деле всё обстоит гораздо хуже. Активнее всего через банки реализуются полисы страхования жизни и от несчастных случаев. Комиссия же банков по этим видам страхования составила 55% и 52% соответственно. Фактически страховщики вынуждены отдавать банкирам более половины от стоимости полиса. Причём на указанные виды страхования приходится сразу 71% всех сборов через банковский канал продаж.

Наибольший объём премий страховщикам по-прежнему приносят физические лица — агенты, занимающие почти 29% совокупного объёма сборов через посредников. Для сравнения: идущие вторыми, банки «взяли на себя» 22%. Но агенты также не остались в стороне от общей тенденции: если годом ранее средний размер комиссии составлял 15,8%, то по итогам первого полугодия — уже 16,4%. Дороже всего страховщикам обходится продажа КАСКО — за эти полисы посредники получают свыше 20% от их стоимости. В итоге вознаграждение агентам увеличилось на 11,2% (на 2,2 млрд рублей), а вот сборы — лишь на 7% (8,6 млрд рублей).

«Гонка комиссионных вознаграждений (КВ) будет продолжаться, пока рынок не достигнет предела рентабельности. После этого страховые компании больше не смогут увеличивать КВ. По нашим прогнозам, это произойдёт в конце 2013 — начале 2014 года», — комментирует Станислав Чернятович, вице-президент СГ «АльфаСтрахование». При этом эксперт объясняет, что работа с банками даёт страховым компаниям возможность получить управляемый портфель без значительных капитальных расходов, а также адаптировать свои продукты под пожелания клиентов в конкретном сегменте. «От взаимодействия банков и страховых компаний определённую выгоду получают и клиенты: стоимость страхового продукта может быть ниже, так как в тариф не закладывается стоимость развития собственной дистрибуции — она осуществляется за счёт банка, а у страховых компаний появляется возможность дополнительно снизить цену за счёт массовости продаж», — говорит Станислав Чернятович.

Таким образом, система посредников, неплохо себя зарекомендовавшая в увеличении клиентской базы страховых компаний, в последнее время начинает всё ощутимее влиять на рентабельность их бизнеса. Однако посредники, в первую очередь банки, по отношению к страховщикам находятся в доминирующем положении, что позволяет им диктовать свои условия в отношении величины комиссионного вознаграждения. Противопоставить страховым компаниям нечего. «Если страховщик пытается ставить условия банку, тот спокойно разрывает с ним отношения, поскольку у него, образно говоря, стоят в очереди ещё несколько компаний», — поясняет Владимир Новиков, председатель правления Гильдии актуариев.

Очевидно, что дальнейший рост комиссионных посредникам может негативно сказаться на доходности страхового бизнеса, который сегодня оценивается экспертами в 1–2%, в лучшем случае — 4%. Поскольку «продавить» всё увеличивающий свою долю банковский сектор непросто, страховщики вполне могут компенсировать «выпадающие доходы» ростом стоимости полисов. Соответственно, потребителям страховых услуг — обычным гражданам, то есть нам с вами — стоит приготовиться к вероятному увеличению расходов на добровольные виды страхования.