- Какие вопросы будут иметь первоочередное значение на предстоящем саммите G20 в Санкт-Петербурге?
- Для предстоящего саммита G20 в Санкт-Петербурге будет характерен ряд особенностей. Одна из них – это преемственность в смысле обсуждаемых вопросов по отношению к прошлому саммиту в Мексике. Представленная повестка дня сконцентрирована на вопросах стимулирования инвестиций, решения проблемы спекуляции в торговле, борьбы с уклонением от налогов, а также офшорами.
Кроме того, необходимо обратить внимание на вопрос банковской и финансовой реформ, где можно наблюдать определенное торможение со времени горячих дней "Двадцатки" в 2009-2010 годах, когда действительный акцент был сделан на проработку и переосмысление механизмов банковского регулирования на глобальном уровне. Затем этот вопрос был несколько отодвинут в сторону, теперь его снова нужно вернуть в повестку дня.
Другой вопрос, решением которого нужно заняться, связан с происходящими сегодня событиями. Существуют процессы, прежде всего в глобальном финансовом сообществе, которые вызывают особое беспокойство у лидеров "Двадцатки". На сегодняшний день одно из таких событий – изъятие излишней валютной ликвидности с рынков Федеральной резервной системой (ФРС). Это затрагивает интересы в первую очередь ключевых развивающихся стран "Двадцатки", включая Турцию, Мексику, Бразилию и Индонезию.
- Будет ли кризис еврозоны также одной из важнейших тем дискуссий?
- Лондонская речь Марио Драги (произнесенная в июле 2012 года. - Прим.ред.), по сути, трансформировала еврокризис. Если раньше кризис еврозоны действительно остро стоял на международной повестке дня и затмевал остальные темы во время саммитов, то теперь он все больше превращается во второстепенный вопрос.
Он по-прежнему вызывает беспокойство в мире, но европейские проблемы уже не имеют такого центрального значения на подобных многосторонних площадках, как это было раньше. Сегодня все члены "Двадцатки" являются также влиятельными членами МВФ, то есть они все имеют право голоса, когда речь заходит о реформе общественного сектора, введении мер бюджетной экономии, о сбалансированности бюджета Евросоюза. Но я не думаю, что это будет первостепенный вопрос на повестке дня саммита.
- Насколько влиятельна и способна решать проблемы мировой экономики сама структура G20?
- Я думаю, G20 прошла интересный путь с 2008 года, со времени банкротства Lehman Brothers. Это стало действительно сигналом тревоги и призывом, чтобы "Двадцатка" стала первостепенным органом принятия решений в глобальном экономическом управлении. Бесспорно, что эта роль уменьшилась с 2010 года, когда все отчетливее стали проявляться линии раздела между отдельными странами. А именно - между растущими экономиками с профицитом, как Германия и Китай, и экономиками с крупным дефицитом, как США, Великобритания и Франция. Это разделение в подобной форме может поставить вопрос, является ли такой формат взаимодействия наиболее подходящим для решения главных вопросов мирового экономического управления.
Таким образом, мы наблюдаем возвращение к старым структурам, а именно G7/G8 для обсуждения этих вопросов. Здесь круг участников немного меньше, существует более высокая степень доверия и возможность обсуждать не только экономические вопросы, но и вопросы глобального управления в целом – здесь можно обсуждать экономику, а также проблемы международной политики и политики безопасности.
- Как, с вашей точки зрения, выглядит российская экономика на пороге очередного саммита "Двадцатки"?
- У российской экономики, безусловно, существует множество сильных сторон, от которых хотели бы получить выгоду многие государства, многие инвесторы. Россия – безусловный лидер в мире в плане наличия природных ресурсов и действительно не имеет равных себе по способности разжигать в прямом и переносном смысле глобальный экономический рост.
Однако вопрос состоит в том – и это тоже будет обсуждаться на саммите, – что из себя представляет инвестиционный климат в России. Является ли он стабильным, прозрачным, могут ли инвесторы вкладывать деньги в России и быть уверены, что их инвестиции защищены. Это, касается, прежде всего европейцев, поскольку Европа – основной источник инвестиций в Россию, а также китайцев, которых все больше интересует Россия как источник сырья.
Все материалы по теме "Россия-G20" читайте здесь.